Технология «Формирование навыков самостоятельной деятельности как условие развития личности»
Технология «Формирование навыков самостоятельной деятельности как условие развития личности»
Формирование «универсальных учебных действий» и есть «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология «Формирование навыков самостоятельной деятельности как условие развития личности»»
Технология«Формирование навыков самостоятельной деятельности как условие развития личности»
В исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, И.С. Якиманской и мн. др., приведены примеры недостаточной подготовленности студентов, которые прямо указывают, что самым слабым местом подготовки студентов - остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться.
Значит формирование «универсальных учебных действий» и есть «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
К УУД относятся:
- целеполагание, планирование , прогнозирование , коррекция , оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Основываясь на утверждении Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность», делаю вывод: «Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, то есть применять, искать условия и границы его применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять». Моя задача — создать для этого все условия.
Рассмотрим блок регулятивных учебных действий, которыепомогают учащимся организовать свою учебную деятельность, и на основе темы «Развитие орфографической зоркости» посмотрим, как постепенно формируются регулятивные учебные действия.
1.Целеполагание – это постановка учебной задачи (УЗ), т.е. умение отследить, что уже умею и знаю, и того, что еще неизвестно.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Значит, в умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Работу по развитию орфографической зоркости начинаем в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Ученик должен уметь кодировать звуки буквами.
2. Планирование – последовательно планировать свои умения. Чтобы видеть орфограмму в слове
ученик должен уметь находить в слове ударный гласный.
Определять где ударный, а где безударный слог
Уметь составлять модель на внутреннем плане (----/------/-----)
Знать название орфограмм
Записывать слова с «дырками» (с пропусками орфограмм)
3. Прогнозирование - предвосхищать результат.
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Самый распространенный вид упражнения по русскому языку – это “Вставьте пропущенную букву”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение — это делать - и есть орфографическая зоркость.
4. Коррекция. Виды упражнений.
Орфографическое чтение.
Развитие артикуляционной памяти на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.
Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Зрительный диктант
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен, написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить «дырку» на месте сомнительной буквы.
Диктант “ Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно, как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться часто, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Алгоритм
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) выделяй орфограммы зелёной пастой в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Какографические упражнения
Какографическое написание слов — это раскрытие грамматических «ловушек». Приём – «Корректор". Исправьте ошибки в тех словах, которые "плохо выглядят". В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю.
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3-4 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайнем Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
5. Контрольи оценка. Виды упражнений.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Диктант «Зелёный огонёк»
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется орфограмма – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников
В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения. Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы пишем творческие работы – изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно добавить и другие виды самостоятельных работ, например, распределив их так: Понедельник – «Вставь букву!» Вторник – «Найди ошибку!» Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время). Четверг – словарный диктант или изложение. Пятница – «Подбери слово». Со следующей четверти виды работ можно поменять.
Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:
обнаружить орфограмму (определить ударение –это опознавательный этап анализа);
установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (определить в какой части слова безударная гласная -выборочный этап анализа);
решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (применить соответствующую проверку-заключительный этап анализа)
Например, коротко: что проверяем? (гласную.)
где проверяем? (в окончании сущ)
как проверяем? (опр. склонение, подставляем проверочное слово)
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}