Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техника активного обучения»
ТЕХНИКИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Метод подведения под понятие
Одним из разновидностей индуктивного метода исследования является метод подведения под понятие. Уже само название этого метода свидетельствует о том, что оно может быть использовано для выведения нового понятия или для углубления его понимания. Данный метод исследования имеет свою специфическую структуру.
Этап. Учитель загадывает какое-либо понятие (их может быть от 1 до 3-х) и условно обозначает их на доске. Для этого может быть использована нумерация или разноцветные листы бумаги, на одной стороне которых пишется изучаемое понятие. В этом случае учитель вывешивает эти листы оборотной (пустой) стороной. Если изучается одно понятие, то для сравнения рядом пишется его антоним. В случае сравнения двух понятий одно из них обозначается словом «Да» а другое «Нет». В соответствии с расположением понятий под ними выписываются некоторые их определители, которые частично описывают характерные особенности и признаки этих понятий. Тем самым учащимся предоставляется первая подсказка.
Этап. Учащиеся на основе подсказок высказывают первые гипотезы.
Этап. Учитель, не подтверждая и не опровергая гипотезы, называет новые особенности (2-3) и предлагает учащимся отнести их в список того понятия, которому они могут принадлежать. В процессе классификации учитель может корректировать и направлять этот процесс (высказывать сомнения, предлагать соотнести еще раз весь список с новым признаком, задавать направляющие вопросы).
Этап. После проведенной классификации у учащихся появляются новые гипотезы, которые ими высказываются и записываются на доске.
Этап. Учащимся предлагается для проверки гипотезы самим привести какие-либо характеристики, которые, по их мнению, относятся к этому понятию. Учитель подтверждает правильность или указывает на ошибочность предложений. Правильные предложения записываются в соответствующий столбец.
Этап. На основе списка характеристик и высказанных гипотез проводится обсуждение и учащимися выводится новое понятие(я).
Этап. Учитель подтверждает, что понятие(я) отгадано. Дает развернутое и более четкое определение понятий. В случае, если понятие незнакомо учащимся и они дают приблизительное или синонимичное название, учитель также подтверждает правильность отгадки и сам вводит новое, соответствующее догадкам детей, понятие. Понятие записывается на доске или же, в случае использования листочков, они переворачиваются лицевой стороной, на которой это слово записано.
Этап. Учащиеся приводят примеры, касающиеся открытых ими понятий.
Как видно из приведенного описания метода, он представляет собой классический путь индуктивного исследования, результатом которого становится более четкое и прочное усвоение понятия, поскольку оно выведено самими учащимися. Примеры, которые ученики приводят на 8 этапе, позволяют существенно закрепить изучаемое понятие.
Синквейн
Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн" (от фр. пять). Некоторые говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
Правила написания этого чуда такие:
Первая строка - понятие, которому посвящено стихотворение, обычно существительное
Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
Третья строка - три глагола, показывающие, что делает понятие или что с ним происходит.
Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к понятию, (может быть в форме вопроса-обращения)
Пятая строка – одно-два слова, через которые человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Например:
Каникулы
Светлые, незабываемые.
Отдыхаем, расслабляемся, любим.
Счастливое время, желанное для всех.
Счастье.
ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА НА ТЕМУ «ТРЕНИНГ»
Тренинг
Обучающий, вдохновляющий
Учимся, изучаем, творим
Весенние дни, желаем успехов
Красота
Тренинг
Интересный, увлекательный
Думали, сравнивали, вводили
Как незабываемый для всех
Спасибо,Зульфия!
Тренинг
Активный, модельный
Сотрудничаем, творим, презентуем
Мы готовимся стать тренерами
Обучение
Метод «шесть шляп мышления»
Метод шести шляп - один из инструментов для развития и практического применения навыков мышления в учебном процессе.
Вокруг истории создания оригинальных методик обычно слагаются легенды. Есть она и у метода «Шесть шляп мышления». Ее автор – Эдвард деБоно, известный своей концепцией латерального мышления, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.
Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Почему шляпы?
Существует традиционная связь между мышлением и шляпами.
Шляпу легко надеть и снять.
Кроме того, шляпы указывают на роль. В английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Рассмотрим каждую из шести шляп.
Белая Шляпа. Цифры и факты. Информация. Вопросы. Полная беспристрастность и объективность. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная Шляпа. Власть эмоций. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая Шляпа. Преимущества. Построение позитивных умозаключений. Обоснование. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Для этого имеются четыре типа использования шляп:
1. Надеть шляпу.
2. Снять шляпу.
3. Сменить шляпу.
4. Обозначить свое мышление.
Мы можем попросить обучающихся надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и "игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить члена группы надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
2. Снять шляпу. Мы можем попросить учащегося снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив учащемуся снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на учащегося, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используете, обучая шляпам других.
Методика «Шесть шляп» универсальна – например, ее используют на учебных занятиях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.
Таким образом, эффективное мышление по методу шести шляп Эдварда де Боно дает возможность:
видеть альтернативы, генерировать идеи;
выходить за рамки шаблонных решений;
координировать и направлять работу обучающихся;
оптимизировать коммуникацию между людьми;
создавать эффективную рабочую команду;
быть творческим тогда, когда Вам это нужно.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
1. Игры по правилам: игра-загадка, игра-соревнование.
А. Игры-загадки.
Игра «да-нет»
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим (роль ведущего могут играть и один или несколько учащихся). Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Например: «Я загадала место, в которое наш герой спрятал клад. Задавайте мне вопросы - я отвечаю только "да" или "нет". Интересно, сумеете ли вы отгадать это быстро?»
На первых порах слушателям (независимо от возраста) бывает трудно ставить вопросы в таком виде, но само это уже часть упражнения на умение четко ставить вопросы, с тем, чтобы получать нужную для решения информацию.
Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы:
"Да"
"Нет"
"И да, и нет" (если дети вышли на противоречие). Ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи.
"Это не существенно"(для разгадывания текста заданный вопрос не важен).Этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи. Иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи. В других случаях он может сократить слушателям работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении.
"Об этом нет информации" – в случае, если у ведущего нет информации на самом деле, либо в учебных целях для усложнения задачи. Реальные проблемы часто приходится решать в условиях недостатка информации. Надо приучать слушателей к этому на протяжении всего цикла обучения.
Сам процесс игры в "Да-Нет" и есть обучение умению задавать вопросы, сужающие поле поиска без сплошного перебора вариантов. Это формирует навыки классификации. Поскольку, проведя классификацию по группам признаков, мы уже можем не перебирать все возможные признаки, а оперировать их группами, отсекая неперспективные для решения признаки не по одному, как это обычно делается, а целыми группами. Таким образом, игра в "Да-Нет" позволяет формировать еще один навык существенный для процесса решения проблем - навык обобщения и группирования - навык классификации произвольного множества признаков или объектов.
Диалогическая загадка.
Цель:формирование навыков, необходимых для классификации объектов:
выявление имен признаков, по которым происходит классификация, и значения этих признаков, по которым происходит разграничение (или объединение) классифицируемых объектов по группам;
определение алгоритма проведения классификации.
Ведущий загадывает объект из заданной группы, а остальные должны найти загаданное, задавая вопросы, предполагающие конкретный, желательно короткий, ответ (не "да - нет"). Лучшие вопросы подскажут варианты классификации. Для этого выбирается один из признаков, предложенных детьми, и им предлагается все объекты из данного множества разделить на группы по данному признаку.
2.Игры по правилам: игра-загадка, игра-соревнование.
Игра "Теремок"
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры:
1-й вариант:
Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант: То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й вариант:
Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
3.Игры по правилам: игра-загадка, игра-соревнование.
Игра "Держи вора!"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.
Предшествующий этап: игра "Теремок". В отличие от нее в данной игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другой нужно представлять мысленно.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. Попытаемся найти "вора", зная некоторые его признаки.
Ход игры:
1-й вариант.
Каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит "стоп!" и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он... (называет известный ему признак, например, "С ручкой")". Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.
2-й вариант:
То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.
4.Игры по правилам: игра-загадка, игра-соревнование.
Игры-соревнование.
«Кто больше?»
Цель 1: актуализировать имеющиеся знания о свойствах предметов.
Назвать как можно больше различных признаков одного объекта (карандаша, растения и т.п.). Можно выполнять как устно (если каждый описывает свой предмет ), так и письменно (всем дается однои то же задание). Выигрывает тот, кто вспомнит больше свойств.
Цель2: Найти общее и различия путем сравнения
Работа с трудным текстом начинается с просьбы найти как можно больше общего и различий между объектами на картине (новыми словами в тексте) и предметами в классе, в вашей комнате, знакомыми людьми и т.п. Вероятно, более серьезный вариант такого задания - сравнить новое с объектами того же вида.
Цель 3:Найти похожее (противоположное) путем сравнения.
Детям даётся задание найти как можно больше похожих сказок или похожих персонажей и объяснить, что у них общего . Аналогично может использоваться задание "Найти противоположное", т.е. детям даётся задание найти как можно больше противоположных, непохожих персонажей.
Кто быстрее?
Упражнение1.
Участники группы сидят по кругу. У учителя в руках мяч.Инструкция: "Давайте вообразим, что это (учитель показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".
Учитель начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения учитель побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее".
Упражнение 2
Участники группы сидят по кругу. У учителя в руках мяч.Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
Упражнение 3
Участники группы сидят по кругу. У учителя в руках мяч. Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух"- название птицы, во втором случае ("земля")- животного, и если было сказано "вода"- название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее".
Таблица «З-Х-У» («Знаем – Хотим знать – Узнали» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.
Составьте трехчастную таблицу.
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Заполняйте ее, последовательно выполняя следующие шаги:
1) до знакомства с текстом заполните первую и вторую колонку «Знаю», «Хочу узнать».
2) По ходу знакомства с текстом заполняйте колонку «Узнали».
3) Подведите итоги работы, сопоставляя содержания колонок.
Иногда полезно дополнить таблицу еще 2-мя колонками «источники информации» и «что осталось не раскрытым».
PRES-метод
Для объяснения своей точки зрения используйте формулу (PRES-метод):
P (Позиция) Изложите свое мнение;
R (Объяснение) Приведите одну причину своего мнения;
E (Пример) Приведите пример для пояснения причины;
S (Суждение) Обобщите свое мнение.
Пример:
Позиция: Я считаю, что положение (укажите индекс положения) является верным,
Объяснение: потому что … (приведите одну причину своего мнения).
Пример: Например, … (приведите 1-2 примера, подтверждающие ваше мнение).
Суждение: Поэтому я считаю положение (укажите индекс положения) верным.
КЛАСТЕР КЛАСТЕР - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мысли, возникающие у нас при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
МЕТОД ИНСЕРТ
Во время чтения учебного текста Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ):
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте на следующие вопросы:
какие Ваши знания подтвердились?
какие Ваши представления не подтвердились?
Возможно, что Вам понадобится прочесть текст еще раз.
После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:
“V”
“– “
“+“
“?”
Значки
Ключевые слова
“V”
“– “
“+“
“?”
Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей аудитории для обсуждения. Выпишите, в каких источниках можно почерпнуть дополнительную информацию по данной теме.
ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ
Метод позволяет нам сравнить различные, в том числе диаметрально противоположные, точки зрения относительно какой-либо острой проблемы
Разместите на стене в разных концах класса таблички со словами „За”, „Против”, „Это сложный вопрос для меня”.
Определите свою позицию по дискуссионному вопросу. Станьте возле соответствующего плаката, в зависимости от вашей точки зрения относительно обсуждаемой проблемы, «проголосуйте ногами».
Обсудите в группах около каждого плаката, почему вы выбрали ту или иную позицию, чем руководствовались. Представьте свои обоснования классу по очереди ( позиция «за», «против», «сложный вопрос»
После изложения разных точек зрения подумайте, не изменилась ли ваша позиция, и не хотите ли вы перейти к другому плакату. Если «да», смените позицию и обоснуйте причины своего перехода.
«Аквариум»
Хорошим способом развития навыков дискуссии является «Аквариум».
Учащиеся разделяются на две группы. Одна группа садится на стулья, образуя внутренний круг: эти участники будут обсуждать предложенную преподавателем проблему. Другая группа располагается на стульях во внешнем круге- они будут наблюдать, происходит ли дискуссия по определенным правилам.
Неправильные действия во время дискуссии: повтор высказываний, не относящихся к теме, неясные утверждения, отсутствие аргументов, использование неверных фактов, уход от темы, нападки на других членов группы и т.д.
Все правила должны быть четко оговорены до дискуссии.
Через 15-20 минут дискуссия останавливается, «участники из внешнего круга» оценивают ход дискуссии и группы меняются местами, продолжая обсуждать ту же или другую проблему. Группа не обязана приходить к единому мнению; главное- продвинуться в обсуждении проблемы и продемострировать правильные навыки участия в дискуссии.
Можно провести «Аквариум» и по другому. Участники из «внутреннего круга» обсуждают проблему, предложенную преподавателем. Высказывают аргументы «за». Другая группа располагается на стульях во внешнем круге- слушает аргументы, записывает, анализирует, готовит свои контр-аргументы. Через 15-20 минут дискуссия останавливается, учащиеся из внешнего круга и внутренного меняются местами. Теперь они должны вести дискуссию и опровергать аргументы предыдущих участников. Главное продвинуться в обсуждении проблемы и показать правильные навыки дискуссии.
В группе должен присутствовать 1 человек- «наблюдатель по правам человека», который не принимает участия в дискуссии, а лишь наблюдает за соблюдением правил ее ведения. Он может остановить дискуссию в случае серьезного нарушения прав кого-то из группы.
В конце работы эксперты подсчитывают штрафные баллы и высказывают свою оценку происходящего.
МЕТОД КАРУСЕЛИ
Если учителю необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. А, кроме того, ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию.
1-й способ. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учители происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами.
2-й способ. Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
3-й способ. В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Выведение алгоритма - синтез через анализ»
Выведение алгоритма описания предмета
Цель : выведение категорий, обозначающих основные физические характеристики предметов;
Учитель просит детей описать предмет, отвечая на вопрос «Какой он?» и проводит фасилитацию с целью выведения основных физических характеристик предмета (перевод характеристики в понятие, обобщенную категорию, например, цвет, размер, форма, объем, длина, температура и т.д.) , составляя из них цветок (каждая категория на отдельном лепестке).
Вопрос 1: Опишите данный предмет, ответив на вопрос «Какой?» Ответы заносятся в таблицу (см. ниже).
Вопрос 2: Выбери любое свойство и назови предмет с таким же свойством. Какое свойство у них общее? Как его назвать одним словом?
ПРЕДМЕТ
СВОЙСТВО
Мяч
круглый
красный
маленький
резиновый
Лампочка
круглая
белая
маленькая
стеклянная
ФОРМА
ЦВЕТ
РАЗМЕР
ФАКТУРА
После того, как называются обобщенные категории, рисуется цветок с этими категориями.
Вопрос 3: Опиши любой предмет, опираясь на эти категории.
«Выведение алгоритма - синтез через анализ»
Выведение алгоритма классификации
Работа проводится в малых группах. Учитель предлагает каждой группе примеры различных множеств объектов (люди, часы, автомашины, животные, растения, транспорт и т.д.) для того, чтобы они разделили их на какие-то группы. После того, как группы выполнили задание, они представляют результаты своей работы. Учитель просит, чтобы группы, обменявшись заданиями, отгадали, по какому признаку была проведена классификация.
После проведения классификации и нахождения основания классификации на основе рефлексии выводится алгоритм классификации:
Определение множества объектов для проведения классификации
Выделение какого-либо признака объекта в качестве основания классификации.
Деление данного множества объектов на группы по данному признаку
Обозначение полученных групп каким-либо названием
Выведение алгоритма составления загадок
Как можно определить загадку? Загадка – это неполное описание чего-то, причем само это что-то в тексте не называется.
Любое ли описание можно считать загадкой? Она имеет свою функцию – чтобы ее отгадывали. В коротком тексте загадки надо умудриться дать описание одновременно и достаточно подробное, чтобы отгадка была возможна, и ,вместе с тем, очень сжатое, чтобы отгадка не была очевидна. Именно поэтому загадка высвечивает самые существенные или самые необычные стороны объекта. Чтобы составить загадку нужно уметь представить предмет по описанию, соединить в уме различные свойства объекта, выделить самые существенные из них.
1.На доске — опора. Составим по ней загадку.
На что похоже?
Чем отличается от него?
На балерину
Неживой
На зонтик
От дождя не укроет
На гриб
Несъедобный
Пример — загадка о маленьком настольном волчке: "Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?"
Примечание 1.
Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.
Разобрать алгоритм загадки на примере анализа нескольких загадок.
1.На что похож волчок?
2.Чем отличается?
3.Сравнение с противопоставлением
2.На доске — новая опора.
Какой? (Что делает?)
Что такое же?
Светит
Лампа
Тает
Снег
Капает
Дождь
Пример — загадка о свечке. Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: "Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь".
Алгоритм загадки:
Разбор по свойствам, расчленяются свойства (какой, что делает)
Сравнивается полученная картинка с другими объектами ( что такое же?)
Сравнение с противопоставлением
4 способа составления загадок:
1.описание
2.отрицание (такое-то, но не то-то)
3.метафора
4.простое сравнение: сравнивать всегда с чем-то (посредником)
Составные части загадки:
1.Описание предмета
2.Секретный смысл или загадочное значение (метафоры, перенос, сравнение)
3.Выразить в стихах или прозе
4.Дать отгадку
3. «Самое существенное»
Без чего не бывает....?
Проводится в тех случаях, когда требуется найти главные признаки, характеризующие какой-либо класс объектов и позволяющие подробно его изучить. Например,"Без чего сказки не бывает?".
Как «испортить» сказку? Испортив несколько сюжетов, дети сумеют ответить на вопрос, "Без чего сказки не бывает?", выявят структуру сюжета, научатся сочинять сами.
А прежде чем изучить состав измерительного прибора, имеет смысл разобраться, "без чего не может существовать ни один прибор?"
Разрушение
Инструкция: «Разрушьте объект (целое) и объясните, как вы это сделали».
Это более сильный вариант первого вопроса. Разрушая объект, мы по сути выясняем тот же вопрос о самых важных, необходимых его признаках. Так, "разрушая" стихотворения, можно оценить значение рифмы и ритма. При этом задача учителя - подобрать такие примеры для исследования, которые не слишком жалко разрушать.
"Мысленное вычитание".
Этот тренинг позволяет определить важность того или иного признака в модели. Для определения существенных признаков, функций или частей системы порой достаточно мысленно лишить систему указанного признака или части и посмотреть, сможет ли она существовать при таком условии.
4. «Создание сюжетной основы для группы заданий»
Игра «Страна Загадок»
Цель 1:
Соотнесение свойства с предметами ;
Найти предметы с заданным свойством, научиться систематизировать предметы по некоторым признакам.
У: Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее — загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря... Или так: горы-загадки, реки-загадки... А что такое река-загадка? Может быть, это река, которая есть и в то же время ее нет? Предоставим вам решить с детьми эту проблему, а мы свернем на дорогу (тоже загадочную), которая ведет в Город Загадок. Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.
Путешествие начинается с Города Самых Простых Загадок. Здесь четыре улицы: "Форма", "Цвет", "Размер", "Вещество". Напишем на доске названия улиц, в центре образуем Центральную площадь.
Чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими предметами) и указать, из чего он сделан.
Пример: "Прямоугольное, коричневое, меньше стены, но больше окна, деревянное" — доска.
Но, прежде чем составлять настоящие загадки, пройдемся по улицам города.
Улица "Форма"
Упражнение 1.
— Вот в этом домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Какая команда (ряд учеников) поселит в домик больше жильцов?
Считаем при помощи фишек.
Упражнение 2.
— Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: "Предметы, что живут здесь, встречаются в вашем классе, и в их форме есть прямоугольник. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами". Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.
На этой улице можно также знакомиться с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, кубом.
Улица "Цвет"
— Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: "Предметы, что живут здесь, имеют …цвет. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами". Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.
Ведем разговор об оттенках цвета и их названиях. Можно поговорить о радуге и ее цветах, показать волчок, смешивающий все цвета радуги в белый цвет.
Улица "Размер"
Дети знакомятся с понятиями "длина", "ширина", "высота", учатся описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула). Полезно начать разговор о предметах, обладающих парами противоположных свойств (толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий и т.п.).
Упражнение 1.
— Отгадайте загадку: что бывает сначала большим, потом маленьким? (Булка, конфета, сахар в чае...) — А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (Человек, дерево, мыльный пузырь, тесто, все, что растет.)
— А что бывает то большим, то маленьким? (Надувная игрушка, складная мебель, ручка-указка...)
Здесь же мы делаем первые шаги в развитии воображения.
Упражнение 2.
— К нам в гости пришел гномик. Гномик мечтает стать великаном. На улице "Размер" это возможно, требуется только помощь детей. Для того, чтобы гномик вырос, надо рассказать всем, что гномик умеет делать какое-то дело, которое только рослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко. Итак, начинаем: "Гномик такой большой, что может, как вы, сидеть за партой". Кто следующий? "Гномик может достать до потолка", "Гномик может достать птичку из гнезда", "...повалить девятиэтажный дом", "...выпить целое озеро", "...шагать с планеты на планету", "...гномику наша Земля кажется глобусом" и т.д.
В конце концов гномик сам страшно пугается своего великанского роста и просит сделать его крошечным. "Гномик теперь такой маленький, что может пройти в замочную скважину", — начинаю я. Дети продолжают: "Гномик такой маленький, что ему лужа кажется океаном", "...когда ему на голову упала хлебная крошка, он заплакал — подумал, что это кирпич", "...его невозможно увидеть даже в микроскоп". И наконец, "Гномик такой маленький, что он вообще ни одного дела сделать не может".
Улица "Вещество"
Здесь мы даем представление об агрегатном состоянии вещества. Используем для этого известную в ТРИЗ модель — Метод Маленьких Человечков (ММЧ) [8].
— Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные — ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти — непоседы, они располагаются довольно далеко друг от друга, все время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить их еще столько же (вспомним: расстояния между человечками большие. Вдунем еще воздуха в стакан — человечки потеснятся, станут чуть плотнее, только и всего).
Несколько ребят, вышедших по желанию к доске, с удовольствием демонстрируют поведение маленьких человечков в твердых, жидких и газообразных веществах. Можно ввести понятие "мягких" человечков: они держатся за руки, но руки их легко гнутся (человечки ткани, полиэтилена, бумаги).
Далее в нашем городе появляются загадки с маленькими человечками.
Упражнение 1.
— Угадайте, что нарисовано: снаружи — твердые человечки, внутри — твердые вперемешку с жидкими, а в центре — снова твердые. (Это может быть вишня, слива, персик в разрезе, а может быть и озеро: в центре — большой остров, ближе к берегу — мелкие острова).
Дети находят множество вариантов решения подобных загадок.
Упражнение 2.
—Придумайте сами загадку с маленькими человечками и нарисуйте ее. (Вариант: группа детей придумывает загадку и разыгрывает ее, изображая маленьких человечков.)
После внимательного исследования всех улиц города выходим на Центральную площадь, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки, требующие описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Начинается составление более сложных загадок. На этом этапе учителю следует запастись разными несложными предметами: мелом, пеналом, зеркальцем, глобусом, указкой, банкой и т.д. (Далеко не все предметы удобно загадывать по плану "форма — цвет — размер — вещество".)
5.«Создание сюжетной основы для группы заданий»
Цель 2: Дать представление о свойствах, которые можно обнаружить при помощи своих органов чувств.
Чтобы попасть в Город Пяти Чувств, надо пройти через Ворота Завязанных Глаз. Выбираем ученика-проводника, завязываем ему глаза. Из сумки достаются колокольчик или дудочка, флакончик духов, открытые баночки с сахаром и солью одинакового помола. По звуку, запаху, на ощупь, на вкус проводник должен определить, что за предметы ему предлагаются. Дети объясняют, какое чувство помогло им определить предмет.
Делаем вывод. У человека имеется:
5 чувств
5 органов чувств
5 способов что-либо обнаружить
Какие свойства можно обнаружить
Зрение
Глаза - Увидеть
Цвет, форма, размер и т.д.
Слух
Уши - Услышать
Звук
Осязание
Кожа - Пощупать
Твердость, вещество(фактуру),
температуру, и т.д.
Обоняние
Нос - Понюхать
запах
Вкус
Язык - Попробовать на вкус
вкус
6. Описание по алгоритму (цепочки)
Копилка впечатлений
1 вариант: Детям предлагается "войти" в картину и записать одно ( каждый – свое) предложение по опоре «Вижу... Слышу... Чувствую...».Затем дети делятся этим друг с другом. Каждый записывает 1-2 высказывания товарищей и получается маленькая копилка впечатлений.
2 вариант: То же задание, только пишется сочинение по опоре «Вижу... Слышу... Чувствую...».
Обобщенное описание по цепочке
Один ученик называет физическое явление, другой - говорит, какими физическими характеристиками он обладает, третий – какую функцию выполняет, четвертый – где находится... И так далее, по цепочке.
Цепочка аналогий (Камень, брошенный в пруд)
В случае, когда в вопросе задействован не один, а более типов понятий или суждений, можно строить ответы цепочкой: предмет – свойство—предмет-свойство и т.д.
Вариант 1.
Учитель предлагает детям составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Зима какая? – Снежная, холодная. – А что еще бывает холодным? – Мороженое, лед, снег, ветер. – А ветер какой? – Северный, сильный. – А кто может быть сильным? – и т.д.
Вариант 2. Предмет – к какой группе предметов с заданным свойством относится -
Зонтик! - Группа непромокаемых! - Непромокаемый объект - кожа лягушки! - Кожа лягушки - из группы "части живого"! - Часть живого - щупальца осьминога! - Щупальца осьминога - из группы гибких! - Группа гибких - Проволока...и т.д.
Аналитическая цепочка
Цель: формирование алгоритма анализа картинки
Методические шаги для работы с анализом картинки
Шаг 1: Состав картинки. Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами. Шаг 3: Характеристики объектов и действий. Шаг 4: Пополнение словарного запаса образных характеристик. Шаг 5: События предшествующие и последующие. Шаг 6: Разные точки зрения.
7. Различные варианты брейнсторминга: Аукцион, игра «Загадка»
Аукцион.
(Выигрывает тот, кто даст ответ последним).
У: - Назовите свойства лампочки. Д: - Светится! - Сделана из стекла и металлов!
У: - Я загадала свойство лампочки. Попробуйте его угадать. Д: - Стеклянная? У: - Нет, я загадала другое свойство! Д: - Бьющаяся? У: - Свойство названо верно, но я не его загадала...
Смысл задания в том, что учитель на самом деле ничего не загадывал. Он будет спрашивать класс столько, сколько посчитает нужным и в удобный для себя момент остановит игру на любом "приглянувшемся" ему ответе.
Другой, не менее ценный вариант "загадки" - когда игру ведет ученик. Он имеет свой вариант ответа, причем желание "продержаться" перед классом подольше заставляет детей сочинять самые экзотические варианты и тоже отлично "работает" на главную цель - актуализировать знания по данному вопросу.
8. Аналитические задания
Если бы вам предстояло проанализировать кинофильм, то, наверняка, вы выделили бы следующие компоненты: жанр, сюжетная линия, работа режиссёра, игра актёров и др.
А какие компоненты важны для анализа:
- школьного сочинения;
- молодёжных передач на отечественных телеканалах;
- футбольного матча;
- того, как одевается молодёжь в вашем городе;
Выпишите в столбик как можно больше общих признаков двух предметов: «кастрюля» и «лодка».
Назовите предметы, являющиеся переходным мостиком между автомобилем и лопатой. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими данными понятиями. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль).
МЕТОДЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ 1. Развитие творческого воображения (РТВ) 1.1.Бином фантазии Фантастическую идею можно получить сочетанием (комбинацией) двух объектов фантазирования. Например, «пес» и «шкаф». Идеи: пес в шкафу, шкаф на псе, шкаф в псе, шкаф пса, шкаф из пса. Варианты биномов: 1.Бином «предмет + предмет» (примеры: русалка, кентавр,) 2.Бином «предмет + процесс» (говорящие часы) 3.Бином «процесс + процесс» (свечение при волнении) 4.Бином «свойство + свойство» (тяжесть + пахучесть = тяжелый запах) 5.Бином «Закон + Закон» (инерция + рост напряжения) 1.2.Произвольный Префикс Вместо второго элемента в биноме можно использовать различные префиксы, которые задают направление изменения объекта фантазирования: Полу-нож, Мини-бегемот, Макси-одеяло, Вице-ученик,Поли-портфель, Супер-спички Сочетание, полученное соединением предлога и слова обговаривается, задаются вопросы (Каким он будет? Что будет делать (с ним будут делать)? Как жить?) сочиняется с ним предложение и далее рассказ (можно использовать на уроках родного языка, математики,знакомства с окружающим миром). 1.3.Полиномы фантазии 1 вариант: У детей на столах самые разнообразные предметные и сюжетные картинки, рисунком вниз. Учитель последовательно задает вопросы к каждой картинке(КТО БЫЛ? ГДЕ НАХОДИЛСЯ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СКАЗАЛ? ЧТО СКАЗАЛИ ЛЮДИ? ЧЕМ КОНЧИЛОСЬ?), а дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на очередной вопрос. Несправившемуся помогает сосед. В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей. 2 вариант: Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Например, дети называют слово «дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук: «Д» - дым, дырка, диван, душ….. «О» - ослик, оса, окно, огонь….. «М» - мыло, мяч, маска, магазин, медведь….. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение (а также другие) может быть опорным для составления рассказа. 3 вариант: Усложнение условий 2 варианта. «Д» - подбираем слова, обозначающие предмет (дорога, дерево, дача…) «О» - подбираем слова, обозначающие прилагательное (огромный, обжигающий, облитый….) «М» - подбираем слова, обозначающие действие (моет, мяукает…..) 1.4.Метод фокальных объектов Суть метода состоит в том, что признаки нескольких по-интуиции выбранных объектов-процессов (например, тигр) переносят на совершенствуемый объект-процесс, именуемый фокальным (например, карандаш). Получаются сочетания типа: полосатый карандаш, хищный карандаш, клыкастый карандаш. Чем больше взятых наугад объектов - тем оригинальнее фокальный объект. Алгоритм:
Выбрать объект или явление, которое надо изменить (фокальный объект), и цель изменения
Назвать несколько случайных объектов (можно их брать из словаря, книги, газеты)
Составить перечень признаков и свойств выбранных случайных объектов
Найденные признаки и свойства приписать фокальному объекту
Для дальнейшего развития идей можно пользоваться любыми приемами и методами развития творческого воображения
Оценить полученные идеи и отобрать наиболее полезные и доступные
1.5. Морфологический анализ (морфологический ящик) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Предложен швейцарским астрофизиком Цвинки. Изначально на воображаемую ось в качестве вертикальных координат наносят главные характеристики совершенствуемого объекта или его части. По горизонтали дают главные эвристические приемы их изменения*, возможные конкретные варианты исполнения. Имея запись элементов по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить очень большое число всевозможных вариантов совершенствования. Решения ищут методом проб и ошибок, варьируя комбинации на пересечении свойств - эвристических приемов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы на ум просто так.
Некоторые эвристические приемы преобразования (изменения):
Инверсия (сделай наоборот)
Увеличение-уменьшение
Ускорение-замедление
Добавление- вычитание
Смещение во времени
Оживление
Изменение связей
2.Работа со сказками:
2.1. Игра «Измени сказку» (вариант морфологического ящика)
Путем:
изменения сюжетного действия, обстоятельств (Золушка появилась на балу в своих лохмотьях)
изменения жанра (Преврати эту историю в… детектив, боевик, фантастическую историю
и т.д.)
перемешивания нескольких историй («салат из сказок» - соединение знакомых персонажей из разных сказок в одну)
введения нового характера персонажа или его изменения на противоположный (метод инверсии - игра «Наоборот»)
сменяемости местонахождения героев (что было бы, если бы герой оказался в другой стране)
введение новых героев (напр., из других сказок), самого себя (и тут появился Я)
сменой признаков во времени ("Он сначала был глупым и непослушным, а потом стал спасителем")
изменения времени действия (осовремень сказку, запиши старую сказку на новый лад).
2.2.Что было потом? Придумай продолжение.
Детям предлагается придумать свой вариант продолжения литературного произведения.
Для этого могут использоваться следующие вопросы: Как вы думаете, что будет дальше? Как сложатся обстоятельства? Чем закончится эта ситуация? Что будет с героем? И т.д.
Детям можно предложить нарисовать или записать их варианты и затем вернуться к ним после того, как произведение будет прочитано и посмотреть, совпали ли их прогнозы.
2.3.Оживление предметов Детям предлагается придумать историю с ожившими предметами.
3.Работа с пословицами:
3.1. Подбери к изучаемому произведению подходящую пословицу или поговорку.