Школа для родителей "Как слушать ребёнка" Обучение технике "АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Школа для родителей "Как слушать ребёнка" Обучение технике "АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере их чувств. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
АКТИВНО СЛУШАТЬ ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
Давайте попробуем овладеть этой несложной, на первый взгляд, но очень нужной техникой общения со своим ребёнком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере их чувств. В таких случаях лучше всего ребёнка выслушать. Психологи называют этот способактивным слушанием.
АКТИВНО СЛУШАТЬ ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
Техника«Активное слушание»
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребенок сам учится решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.
Преимущества «АС»
1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).
2. Повторить услышанное от ребенка.
3. Делать паузы между фразами.
4. Обозначать чувства ребенка.
5. Чувства — в утвердительной форме.
Алгоритм действийпо применению техники АС (активное слушание)
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.
ДОЧЬ : У-у-у-у! МАМА : Миша тебя обидел... (пауза). ДОЧЬ : Он меня урони-и-ил! МАМА : Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза). ДОЧЬ : Нет, он меня не поймал. МАМА : Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза). (Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой). ДОЧЬ : Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.) МАМА : Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть... ДОЧЬ : Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно. МИША : Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…
Ситуация и слова ребенка
Дочь: «Когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель … и из него всё высыпалось!»
Чувства ребёнка
Ребёнку сделали укол. Он плачет: «Доктор плохой!!!»
Ребёнок роняет чашку. Она разбивается: «Ой!!! Моя
ча-а-шечка-а!»
Техника «Активное слушание»
Ситуация и слова ребенка
Дочь: «Когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель … и из него всё высыпалось!»
Чувства ребёнка
Ребёнку сделали укол. Он плачет: «Доктор плохой!!!»
ОГОРЧЕНИЕ
Ответ родителя
Ребёнок роняет чашку. Она разбивается: «Ой!!! Моя
ОБИДА
БОЛЬНО
ча-а-шечка-а!»
РАССЕРДИЛСЯ
СТРАШНО
ЖАЛКО
Техника «Активное слушание»
Ситуация и слова ребенка
Дочь: «Когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель … и из него всё высыпалось!»
Чувства ребёнка
Ребёнку сделали укол. Он плачет: «Доктор плохой!!!»