kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проектирования современного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектирования современного урока.»

Технология проектирования современного урока

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока.

Сегодня уроки моделируются по совершенно иной схеме и включают следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС осуществляется с позиций его методологической основы – системно-деятельностного подхода.

С позиций системного подхода важнейшей особенностью является взаимосвязь всех структурных компонентов урока: цели и задач, этапов урока, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.

Сущность деятельностного подхода к проектированию урока заключается в планировании учителем целенаправленной активности учащихся, направленной на понимание, принятие целей и задач обучения и самостоятельное их достижение, при условии грамотного управления со стороны учителя.

Главная методическая цель современного урока в условиях введения стандарта второго поколения — создание условий для проявления познавательной активности учащихся, которая достигается следующими путями:

  1. Ход познания — «от учеников».

  2. Преобразующий характер деятельности обуча­ющихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют за­кономерности.

  3. Интенсивная самостоятельная деятельность об­учающихся, связанная с эмоциональными пере­живаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

  4. Коллективный поиск, направляемый учите­лем

  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке

  6. Гибкая структура.

Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

  • формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД;

  • комплексный подход к планированию результатов урока;

  • обновление форм организации учебных занятий;

  • смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные;

  • выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения;

  • систематическое использование современных технологий.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:

  • изучения (объяснения) нового материала;

  • закрепления знаний и формирования умений и навыков;

  • повторительно-обобщающего характера;

  • коррекции знаний, умений и навыков;

  • комбинированный;

  • контроля знаний, умений и навыков,

то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

  • уроки «открытия» нового знания;

  • уроки отработки умений и рефлексии;

  • уроки общеметодологической направленности;

  • уроки развивающего контроля;

  • урок – исследования (урок творчества).

Для каждого типа урока выделим две цели:

Содержательную (формирование системы ценностей по данному предмету) и деятельностную (формирование умений новых способов действий).

1 тип – уроки «открытия» новых знаний.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель работает на метапредметный результат, на формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

  1. тип – урок отработки умений и рефлексии.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

Деятельностная цель: формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

3 тип - уроки общеметодологической направленности (построения системы знаний)

Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  1. тип – уроки развивающего контроля.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

  1. тип – урок исследования (урок творчества)

Содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Итак, преобразование урока должно идти в контексте современных образовательных идей.

Что вчера было хорошо,

может считаться таковым и завтра.

Однако не должно.

Остается понять, что должно измениться.

Тем не менее, большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Давайте по деятельности учителя на уроке выясним, на какой урок мы попали: традиционный или современный. (Работа по слайду)

Итак, современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний, по характеру взаимоотношений:

  • по способу передачи знаний: в традиционном уроке преобладают объяснительно - иллюстративный и репродуктивные методы, в современном уроке - деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский;

  • по характеру взаимоотношений: субъектно-объектный в традиционной системе, субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в современном уроке.

Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. На традиционном уроке применяется сенсуалистический подход, т.е.  слушать, смотреть только на меня. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать.

Давайте проследим как изменились этапы современного урока относительно традиционного (по слайду)

Итак, в связи с введение ФГОС изменился характер взаимодействия учителя и ученика: осуществляют совместный поиск. Изменилась и структура урока. Планируя проверяем как каждый этап работает на достижение планируемых результатов.

  1. Организационный момент – не актуален

  2. Мотивация к учебной деятельности – не обязательно яркое пятно, достаточно 1 минуты не уводя от изучаемого материала

  3. Целеполагание – 2-3 минуты не обязательно цель формулируют дети, зависит от возрастных особенностей обучающихся, от изучаемой темы и т.д.

  4. Актуализация 5-7 минут – мы уже знаем…, проверим дом.задание, что не получилось. Отсюда противоречия или проблемная ситуация, мотивация не закончилась только этим этапом (проблема не надумана, решаема, актуальна)

  5. «Открытие нового знания» до 25 минуты урока -поисковая деятельность учащихся и система грамотно составленных логических вопросов от учителя помогут выдвинуть гипотезу и..

  6. Первичное закрепление – проговаривание вслух

  7. Самостоятельная работа – оценить по желанию ученика

  8. Рефлексия связь межпредметная, формирование системы знаний –достигли результатов запланированных? Можно: Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я МОГУ

Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике. Дети 21века отличаются от детей 20 века:

  • В сознании доминирует смысловая сфера

  • Становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями

  • Основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми

  • Обладают системно-смысловым типом сознания

 Урок должен быть одушевлённым личностью учителя.

               Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

               Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется. (Н. Рыленков)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технология проектирования современного урока.

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 12.01.2023

Номер свидетельства: 622840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Технология проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_proiektirovaniia_sovriemiennogho_uroka_v_usloviiakh_riealizatsii_"
    ["file_id"] => string(6) "426696"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1504028845"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технология педагогического проектирования современного урока"
    ["seo_title"] => string(64) "tekhnologiia_pedagogicheskogo_proektirovaniia_sovremennogo_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "634289"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687464561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(87) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-anghliiskogho-iazyka-s-uchietom-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "254496"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447771809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства