В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проектирования современного урока.»
Технология проектирования современного урока
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации, а именно, урока.
Сегодня уроки моделируются по совершенно иной схеме и включают следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС осуществляется с позиций его методологической основы – системно-деятельностного подхода.
С позиций системного подхода важнейшей особенностью является взаимосвязь всех структурных компонентов урока: цели и задач, этапов урока, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.
Сущность деятельностного подхода к проектированию урока заключается в планировании учителем целенаправленной активности учащихся, направленной на понимание, принятие целей и задач обучения и самостоятельное их достижение, при условии грамотного управления со стороны учителя.
Главная методическая цель современного урока в условиях введения стандарта второго поколения — создание условий для проявления познавательной активности учащихся, которая достигается следующими путями:
Ход познания — «от учеников».
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
Коллективный поиск, направляемый учителем
Создание педагогических ситуаций общения на уроке
Гибкая структура.
Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:
формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД;
комплексный подход к планированию результатов урока;
обновление форм организации учебных занятий;
смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные;
выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения;
систематическое использование современных технологий.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:
изучения (объяснения) нового материала;
закрепления знаний и формирования умений и навыков;
повторительно-обобщающего характера;
коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный;
контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:
уроки «открытия» нового знания;
уроки отработки умений и рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля;
урок – исследования (урок творчества).
Для каждого типа урока выделим две цели:
Содержательную (формирование системы ценностей по данному предмету) и деятельностную (формирование умений новых способов действий).
1 тип – уроки «открытия» новых знаний.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель работает на метапредметный результат, на формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
тип – урок отработки умений и рефлексии.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
Деятельностная цель: формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
3 тип - уроки общеметодологической направленности (построения системы знаний)
Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
тип – уроки развивающего контроля.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
тип – урок исследования (урок творчества)
Содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Итак, преобразование урока должно идти в контексте современных образовательных идей.
Что вчера было хорошо,
может считаться таковым и завтра.
Однако не должно.
Остается понять, что должно измениться.
Тем не менее, большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Давайте по деятельности учителя на уроке выясним, на какой урок мы попали: традиционный или современный. (Работа по слайду)
Итак, современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний, по характеру взаимоотношений:
по способу передачи знаний: в традиционном уроке преобладают объяснительно - иллюстративный и репродуктивные методы, в современном уроке - деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский;
по характеру взаимоотношений: субъектно-объектный в традиционной системе, субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в современном уроке.
Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. На традиционном уроке применяется сенсуалистический подход, т.е. слушать, смотреть только на меня. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать.
Давайте проследим как изменились этапы современного урока относительно традиционного (по слайду)
Итак, в связи с введение ФГОС изменился характер взаимодействия учителя и ученика: осуществляют совместный поиск. Изменилась и структура урока. Планируя проверяем как каждый этап работает на достижение планируемых результатов.
Организационный момент – не актуален
Мотивация к учебной деятельности – не обязательно яркое пятно, достаточно 1 минуты не уводя от изучаемого материала
Целеполагание – 2-3 минуты не обязательно цель формулируют дети, зависит от возрастных особенностей обучающихся, от изучаемой темы и т.д.
Актуализация 5-7 минут – мы уже знаем…, проверим дом.задание, что не получилось. Отсюда противоречия или проблемная ситуация, мотивация не закончилась только этим этапом (проблема не надумана, решаема, актуальна)
«Открытие нового знания» до 25 минуты урока -поисковая деятельность учащихся и система грамотно составленных логических вопросов от учителя помогут выдвинуть гипотезу и..
Первичное закрепление – проговаривание вслух
Самостоятельная работа – оценить по желанию ученика
Рефлексия связь межпредметная, формирование системы знаний –достигли результатов запланированных? Можно: Я ЗНАЮ, Я УМЕЮ, Я МОГУ
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Дети 21века отличаются от детей 20 века:
В сознании доминирует смысловая сфера
Становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями
Основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми