Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация проектной деятельности учащихся на начальном этапе обучения"»
Организация проектной деятельности учащихся на начальном этапе обучения
В настоящее время в отечественной педагогике нет единой точки зрения по вопросу применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. С первого класса или позже? На уроках или во внеурочной деятельности? На всех уроках или нет?
Безусловно, для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов.
В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют коммуникативные умения [6]:
умение слушать, получать информацию ( не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя , одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;
умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость , силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе) ;
умение адресовывать своё высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);
умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения можно и нужно формировать у младших школьников с первых дней обучения.
Следующая группа умений, которые должны быть сформированы для выполнения любого проекта – это специальные проектные умения:
умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать?Как это будет или может выглядеть?);
умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает?Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
умение составлять план своей работы и следовать ему;
умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т.ч. адресовывать информационный запрос к учителю и другим взрослым);
умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат.
Первоначально каждое из названных проектных умений следует формировать отдельно в процессе решения различных учебных задач. С этой целью эффективны следующие приемы, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам:
решение поливариантных задач (со множеством возможных ответов); выбор самых удачных, красивых, интересных вариантов решения учебных задач; доведение предложенного продукта до представляемого идеала; решение творческих задач, связанных с фантазированием свойств объектов, их применения;
вычленение недостающих и лишних данных для решения учебных задач; выбор самых нужных, точных, качественных сведений, материалов, инструментов из предлагаемого набора для выполнения конкретных заданий; составление перечня необходимого для предстоящей деятельности;
дополнение предложенных педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий; преобразование деформированных планов; самостоятельное составление планов решения учебных задач и их фиксация разными способами (схематично-наглядный план, вопросный, назывной);
подбор детьми дополнительных материалов на заданную тему, информации по интересующим вопросам из книг, журналов, словарей, справочной литературы и иллюстраций к ней; выяснение необходимых сведений из беседы со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками;
построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе по предложенному плану или самостоятельно; рассказ о решенной учебной задаче группе или всему классу; формулировка вопросов к выступающему.
Формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении степени детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности.
Выполнение учащимися самых разных проектов предполагает обязательную рефлексию, самооценку результативности проведенной работы и, следовательно, соответствующий опыт уже должен быть у детей на этапе их знакомства с проектной деятельностью. В связи с этим в качестве третьего компонента готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности мы рассматриваем следующие рефлексивные (самооценочные) умения:
адекватно оценивать свою работу по работу по различным показателям (критериям);
обосновывать (объяснять) собственную самооценочную позицию;
обязательно отмечать достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения, не забывая про недостатки;
планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач.
Планируя проектную деятельность младших школьников необходимо соблюдать алгоритм усложнения:
постепенное увеличение продолжительности работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
усиление детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
расширение сферы коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
введение проектов, требующих для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметныммультипроектам.
Целенаправленное формирование у младших школьников выделенных компонентов готовности к проектной деятельности делает возможным успешное применение проектного метода в его простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах).
Практические рекомендации по организации проектной деятельности .
Для педагога практика большой интерес представляет опыт коллег. Хочу привести пример интересного проекта по окружающему миру [6].
« Символы стран мира»
Методический паспорт проекта
Задачи :
знакомство младших школьников с историей известнейших архитектурных сооружений различных стран мира, закрепление знаний о географическом положении стран и городов, навыков работы с картой;
развитие у детей умения работать с различными информационными источниками ;
совершенствование у учащихся начальных классов навыков публичного выступления.
Учебный год : 3 класс.
Тип проекта :
междисциплинарный;
информационный;
долговременный ( выполняется от двух недель до месяца);
групповой.
Режим работы: комбинированный (урочно – внеурочный)
Планируемый результат : выставка символов стран мира и экскурсионная программа.
Содержание проекта
Погружение в проект
Организовать знакомство младших школьников с темой проекта и заинтересовать их можно разными способами. Вот некоторые из них.
Видеовикторина « В какой стране мы оказались?».
Учитель описывает следующую игровую ситуацию: « Представьте себе, что самолёт, на котором мы совершаем кругосветное путешествие, выполняет незапланированную посадку. Мы не знаем в какой стране приземлились, но, может быть, нам об этом подскажет то, что мы видим из иллюминаторов?» Далее детям демонстрируются слайды, на которых изображены: Эйфелева башня, Биг Бен, пирамида Хеопса, Тадж – Махал, Великая Китайская стена, Бурж–эль-араб, Колизей.
Игра « Путаница».
Учитель сообщает детям, что собравшиеся представители разных стран мира так сильно хвастались известными на их родине сооружениями и зданиями, что не заметили, как перепутали карточки с названиями стран и фотографий с изображениями этих сооружений :
Биг Бен Франция
Пирамида Хеопса Италия
Великая Китайская стена Индия
Пизанская башня Англия
Тадж – Махал ОАЭ
Бурж эль араб Египет
Колизей Россия
Эйфелева башня США
Статуя Свободы Китай
Предлагаемый вариант путаницы содержит как лишнее данное (об Италии представлены два объекта), так и недостающее (объект от России не представлен). Это помогает активизировать внимание детей и даёт им возможность самим выбрать то сооружение , которое символизирует Россию и является национальной гордостью для россиян.
В беседе с детьми уточняется, что самые главные символы для всех стран мира – это национальный флаг, герб и гимн.
Также можно заинтересовать детей тем, что для некоторых стран символом является определённое животное или птица, например : панда – символ Китая; кенгуру – символ Австралии; слон символизирует Таиланд, для Финляндии и Швеции символом является лось, для России – бурый медведь. Кроме того, многие страны мира в качестве знака отличия, особого символа имеют своё национальное растение: для Англии – это роза; для Германии – василёк ; Для Голландии – тюльпан; в Египте – лотос; в Китае – нарцисс; в Японии – хризантема и сакура; в Канаде – клён; в России – берёза и ромашка.
Главная задача педагога увлечь детей, заинтересовать, чтобы они захотели стать « великими путешественниками» и рассказать о своих путешествиях, открытиях другим.
В процессе совместного обсуждения выбирают название для будущего проекта, определяют его основные задачи и форму выполнения ( групповой проект).
Организация деятельности
На данном этапе педагог организует коллективное обсуждение и решение следующих вопросов:
Какую именно информацию необходимо собрать о символе?
Перечень нужных сведений может быть приблизительно следующий:
когда и кем построено здание, сооружение;
особенности объекта;
интересные факты, истории , события, связанные с этим символом;
какими ещё объектами гордится данная страна или город.
Возможная форма презентации проекта.
Учитель может предложить детям попробовать себя в роли экскурсоводов, познакомить с выбранными символами стран учащихся из других классов, родителей.
Критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
В данном проекте в качестве оценочных показателей могут быть следующие:
полнота информации;
интересный и эмоциональный рассказ-экскурсия;
разнообразные и качественные наглядные материалы (фотографии, слайды, видеофрагменты, компьютерная презентация, сувениры, рисунки, макеты, объёмные и плоскостные пазлы).
Определяется продолжительность работ над проектом
После коллективного обсуждения учащиеся распределяются по группам для совместной проектной деятельности . Уже в составе групп школьники планируют предстоящую работу :
выбирают символ какой-либо страны для дальнейшего изучения;
решают, из каких источников и с чьей помощью они будут искать необходимую информацию и наглядный материал;
осуществляют распределение функций в группе.
Осуществление деятельности
На этом этапе каждая группа работает в соответствии с намеченным планом.
Содержание данного проекта позволяет органично сочетать урочную и внеурочную деятельность.
На уроке изобразительного искусства учащимся можно предложить выполнить рисунок выбранного для изучения объекта, а перед презентацией- украсить детскими работами место её проведения.
На уроках технологии очень удачным приёмом является моделирование какого-либо сооружения в технике оригами или объёмных пазлов.
Во время внеурочной работы детей над проектом учитель консультирует группы по возникающим вопросам и проблемам, отслеживает промежуточные результаты, оценивает степень готовности к итоговой презентации.
На данном этапе можно провести пробную презентацию внутри класса, где учащиеся от каждой группы представят изученные символы своим одноклассникам. Это позволит детям выполнить взаимооценку работы группы по выбранным ранее критериям, скорректировать свои выступления и утвердить общую экскурсионную программу. На этом же этапе готовят пригласительные билеты или объявления, книгу для отзывов и пожеланий.
Презентация
Необходимо подготовить место для презентации, где удобно разместились бы экспонаты и гости, было бы сосредоточено всё необходимое техническое оснащение.
Основной функцией педагога на этом этапе является координация процесса защиты детских проектов, отслеживание эффективности сообщений учащихся и результативности проекта в целом.
После окончания всех экскурсий должна быть организована самооценка учащимися процесса и результата собственной деятельности и работы своей группы в рамках проекта. Можно использовать какой-либо самооценочный бланк илипредложить написать небольшое сочинение на тему « Чем мне запомнился проект?» или « Чему научила меня работа над проектом?»
Рекомендуемая литература
Бартон Р., Кэвиндиш Р. Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 2007.
Жукова И.В. Известные строения: Чудеса из бумаги. – М., 2003.
Иванова Л.В.Шедевры мирового зодчества: Малый атлас чудес света. – М., 2003.
Литтфилд Д., Джонс У. Величайшие творения человечества: Шедевры архитектуры и инженерного искусства ХХ и XVI веков. – М., 2003.
Нил Стивенсон. Самые знаменитые архитектурные сооружения мира. – Белгород, 2008.
Потатуева Н.В. 100 чудес современной архитектуры: Великие музеи мира. – М., 2009.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Символы моей страны. – М., 2009.
Примечание
По аналогичной схеме групповой проектной деятельности можно работать с младшими школьниками над такими темами по окружающему миру, как « Гербы городов Золотого кольца», « Монеты стран мира» и др.
Интересной методической находкой, на мой взгляд, является ведение учащимися тетрадей проектов [8]
Тетрадь проектов
Учени________________________________________________ класса
Другой источник информации ________________________________________
Этап предварительных результатов
Всё ли получилось так, как было задумано ?____________________________
Что было сделано
хорошо
плохо
1.
1.
2.
2.
Этап защиты проекта
Для защиты проекта учащимся можно предложить (или разработать с ними) памятку.
Памятка для подготовки публичного выступления
Выступление перед публикой отличается от разговора. Как оратор ты находишься в центре внимания, твоя основная цель состоит в том, чтобы проинформировать или, возможно убедить слушателей.
Общие рекомендации
Тщательно продумай план своего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажи, чему научился, возможные пути дальнейшего изучения.
Составь своё выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5 – 7 минут. Помни, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров, наглядности.
Не забывай о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
Употребляй только понятные тебе термины.
Используй язык жестов.
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
Голос и паузы в речи помогают слушателям лучше воспринимать послание.
Подумай и составь возможные вопросы.
Техника подготовки
Начни выступление с приветствия, а в конце поблагодари слушателей за внимание.
Проведи репетицию своего выступления и доведи его до нужной продолжительности.
Приготовь чёткий и красочный наглядный материал.
Заранее продумай, как организовать своё рабочее место.
Тетрадь проектов помогает учащемуся овладеть метапредметными универсальными учебными действиями, такими ,как ставить перед собой цель, планировать работу, анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.
Проект даёт учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности.
Заключение
Проектирование в начальной школе – необходимый элемент современной системы образования.
Начальное обучение закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения.
Но прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, сформировать у них необходимые умения и навыки. Развивая эти умения можно формировать проектную деятельность в целом.
Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная со 2-3 класса. Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Готовясь к защите своего проекта, учащиеся должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. В проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Список литературы
Голуб Г.Б. Метод проектов – технология и компетентностно-ориентированного образования: метод. Пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ.шк. / Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Дидактика средней школы. 1982 – с. 192.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. – М.: Баласс. 2010.
Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 17-23.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.
Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа)
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.
Рогозинская Н.И., Колобякина Т.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, №3, 2004.
Свободная Интернет-энциклопедия «Википедия».
Селиверстова Е.Н.От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения: учебное пособие. – Владимир: ВГГУ. 2008.
Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice [текст]: метод.пособие для учителя. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2006.