Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение русскому языку и литературному чтению в начальной школе"»
Обучение русскому языку и литературному чтению в начальной школе
Научить русскому языку – это научить детей пользоваться разнообразием звуков русского языка, богатством слов и выражений, особенностями их соединения; научить пользоваться печатным текстом и самостоятельно текст создавать; научить пользоваться устной и письменной речью, получать удовольствие от игры слов и со словами и грамматическими конструкциями, извлекать из этого реальную, ощутимую пользу – как при общении, так и при учении.
Естественно, для этого необходимо и формальное знание особенностей грамматики и стилистики русского языка, особенностей строения слова или особенностей их классификации и употребления, особенностей структуры и языковых средств, характерных для разных видов высказываний и текстов. Но это лишь необходимое средство, задача подчиненная главной цели, а не самоцель.
Отбор предлагаемых ниже учебных ситуаций обусловлен именно таким пониманием целей и задач курса.
Речевая деятельность – слушание, говорение, письмо, чтение – не выделяется в самостоятельный раздел, а пронизывает, все традиционные разделы – точно так же, как это происходит и в реальном процессе обучения.
Слушание включает умение слушать устную речь людей и читаемые вслух текстам с целью общего понимания (или выявления и понимания сути) и с целью понимания точного значения (или ключевых пунктов). Учащихся следует учить, что значит «слушать внимательно», как это делать; как понимать и оценивать то, что они слышат; как распознавать и буквальное, и переносное значение; как адекватно реагировать) на сказанное.
Говорение включает произношение, интонирование и ударение; расширение запаса слов; коммуникативную компетентность; использование грамматики; беглость и точность устной речи.
Письменная речь (чтение и письмо) помогает нам извлекать смысл из текста и передавать смысл того, с чем мы встречаемся в жизни. Мы читаем для удовольствия, для получения инструкций и информации; чтение помогает нам понять и прояснить наши идеи, чувства, мысли и мнения.
Литература в особенности предлагает нам средства для понимания себя и других; она обладает властью влиять на мысли и структурировать их. Учащихся следует ввести в мир беллетристики, учебно-познавательных, научных, инструктивных текстов, познакомив их с широким диапазоном художественных и нехудожественных текстов; им необходимо предоставить возможность читать для собственного интереса, для удовольствия и для получения информации.
Процесс чтения – активный процесс, он объединяет в себе как личные мотивы чтения, исходный уровень читательской компетенции и знаний, предшествующий опыта читателя, так и непосредственно текст. Начинающий читатель должен уяснить, как, в каком направлении следует читать строчки, узнать о роли пробелов, знаков пунктуации, понять общие особенности текста. Поскольку эффективность чтения зависит от сформированности навыков комплексного восприятия и использования семантических ключей (смысла и значения слов), синтаксических ключей (структуры предложений и текста) и орфоэпических ключей (звуко-буквенных соотношений), учащихся нужно также учить использовать различные cтратегии чтения (например, использовать в качестве опор иллюстрации, ключевые слова и иные контекстные ключи, языковое чутье, выдвижение гипотез, фонемы, выделенные слова, пунктуацию, синтаксис).
Учащиеся нуждаются в том, чтобы научиться, как понимать, интерпретировать и реагировать на идеи, отношения и чувства, выраженные в различных текстах; критически осмысливать то, что они читают; овладеть умением выдвигать гипотезы и делать выводы на основе заложенной в тексте в явном и неявном виде информации. Они должны также узнавать и ценить разнообразные литературные стили, формы и структуры; научиться понимать, что письменный язык изменяется согласно контексту.
Письмо – это мощное средство, с помощью которого можно запоминать, развивать, организовывать и передавать другим идеи, чувства и информацию, самостоятельно приобретать знания. Форма и содержание письменного высказывания, также как его стиль и тон зависят от его цели и специфики аудитории. Обучение письму – процесс, связанный с развитием, и учащиеся нужно помочь вначале обучиться сосредотачиваться на передаче смысла, и только потом на точности и аккуратности письменной речи. Формирование почерка, овладение грамматикой, пунктуацией, структурированием текста (разбивкой его на параграфы) ведется постепенно, на основе практики в письменной речи.
Вовлечение учащихся впроцесс письма предполагает создание такой среды, в которой они могут приобретать навыки создания письменных текстов, направленных на достижение различных целей. Письменный текст может быть официальным, отвечающим формальным требованиям, и неофициальным, свободным; личностным или рефлексивным. Это может быть информативный текст, или текст – обоснование и убеждение, поэтический текст или рассказ, монолог или диалог. Поскольку мотивация и положительное отношение – важнейшие факторы при обучении чтению и письму, жизненно необходимо, чтобы учащиеся относились к себе как к способным читателям и авторам, осваивая полный набор навыков, связанных с языком.
Крайне важно формировать навыки, связанные с использованием современных технологий и мультимедийных средств, и не только в связи с их все большим распространением и влиянием на жизнь в обществе, но и потому, что они обладают способностью оказывать мощное влияние на значение и смысл многих привычных явлений и объектов, создавая прочные ассоциации, воздействующие на ход наших мыслей и чувств.
Устная речь используется, для общения, рефлексии, сбора, обработки и представления информации. Собеседники используют устную речь, чтобы задавать вопросы и отвечать на них; выражать отношение и пересказывать; убеждать; говорить о потребностях, чувствах, идеях, мнениях; участвовать в обсуждении в ситуациях формального и неформального общения.
Беседа в классесоставляетоснову для продвижения в изучении не только языка, но и всех остальных предметов. Она также обеспечивает немедленную обратную связь, побуждая учащихся осознавать и оценивать достигнутый ими в настоящее время уровень понимания.
Представленные ниже учебные ситуации отбирались для носителей русского языка; но они могут использоваться и в другой языковой среде, путем выбора адекватных и доступных для данного класса речевых и языковых средств.
При изучении русского языка очень важно постоянно сопоставлять звучание русской и другой речи (родной для учащихся, или изучаемого ими иностранного языка), сравнивать и вычленять особенности грамматических конструкций и т.п.
Выбраны такие ситуации, которые могут использоваться постоянно, на протяжении всех лет обучения на различном материале.
Учебные задачи и ситуации.
Начальный период обучения
Язык. Речь
Высказывания. Тексты
Пересказ с помощью опор
Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах.
Подготовьте знакомые рассказы или стихи с опорами на иллюстрации, и предложите детям выбрать рассказ или стихотворение, чтобы попрактиковаться в пересказе с опорой на иллюстрации.
Читая детям вслух, делайте паузу в соответствующих местах и позволяйте им угадывать.
Дети могут последовательно, при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих.
Дети могут дать правильные ответы, когда преподаватель, читая вслух, делает паузу в том или ином месте.
Высказывания. Тексты
Круглый стол «Давайте обсудим»
Отведите специальное место в классе для столика, на котором дети смогли бы разместить различные предметы, принесенные от дома. Дети подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы.
Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок.
Дети могут выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно его описать или дать пояснения
Дети могут маркировать некоторые объекты, принесенные одноклассниками
Высказывания. Тексты
История, рассказываемая по очереди
Выберите и распределите между детьми иллюстрированную книгу без слов (лучше – в мягкой обложке). Приготовьте и держите отдельно еще две дополнительных копии. (Нужно иметь три копии каждого ресурса.)
Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц.
Распределите класс по группам, и помогите детям сесть в круг, в порядке, совпадающем с выбранной ребенком страницей.
Прочтите с выражением заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку.
Высказывания. Тексты
Пересказ
Пригласите детей послушать чтение вслух какого-либо рассказа, который выбран учителем.
Дети поворачиваются и делятся опытом с ближайшим соседом.
Дети наблюдают и слушают, как учитель моделирует описание трудного дня, пользуясь стратегией размышления вслух.
Затем дети описывают и иллюстрируют свой опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены.
Дети способны пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни) устно или в письменной форме.
Высказывания. Тексты
(свободный формат)
Пишем в книге
Выдайте каждому ребенку тетрадь без линеек и попросите детей ежедневно рисовать и писать в этой тетради.
Напомните детям, что они могут писать и рисовать все, что захотят.
Установите систему, которая позволяет ежедневно отвечать на ежедневные записи детей.
Высказывания. Тексты
(свободный формат)
Письмо, только письмо!
Ежедневно выделяйте определенное время (примерно десять минут) для каждодневных коротких всплесков письменной работы.
Все дети в это время должны писать. Тема может быть задана учителем или выбрана ребенком.
Просите детей датировать каждую такую письменную работу.
Принимайте все письменные работы в черновой форме.
Дети ведут папку своих письменных работ и датируют каждую работу.
Высказывания. Тексты
(фиксированный формат)
Центры обучения письму
Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п.
Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры.
Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.
Высказывания. Тексты
(корреспонденция)
«Почта» (Посылаем письмо)
Установите в классе почтовый ящик и/или организуйте почтовый центр и просите детей писать или рисовать сообщения, или письма и ответы на полученные послания.
Дети используют «почту» с разными целями и различными способами.
Звуки и Буквы
Тихая прогулка «Мы слушаем»
Пригласите учащихся на "тихую прогулку", во время которой будем только слушать. После прогулки совместно выявите разнообразие звуков в окружающей среде и методом «мозгового штурма составьте список звуков. Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и иллюстрировать.
Учащиеся могут идентифицировать и классифицировать ряд звуков, услышанных в ходе специального прослушивания. Они могут предложить по крайней мере один способ сгруппировать их. Учащиеся могут читать, классифицировать и иллюстрировать слова, содержащие или указывающие на выявленные звуки
Звуки и Буквы
Прогулка «В поисках печатного знака»
Поведите класс на прогулку "В поисках печатного знака" по классной комнате, или по школе или по школьному двору.
Воспользуйтесь "волшебной палочкой", чтобы указать ее на какой-либо важный знак (например, подпись, или ярлык, или название) и сделайте классную книгу знакомых текстов и знаков. Создайте стенд "Я могу читать", используя слова, принесенные с прогулки.
Делайте именные книжки, используя фотографии детей (например, «Я люблю», «Я могу», «Моя семья»).
Дети могут составлять и читать слова или надписи, добавлять их к общему списку на стенде или в классной книге и читать их самостоятельно.
Дети могут уверенно читать заголовки тематических классных книг.
Звуки и Буквы
Утреннее послание
Каждый день утром записывайте на диаграмме, интерактивной или обычной доске послание детям, и просите детей прочесть его – пользуясь помощью или самостоятельно.
Используйте это послание как приветствие и для того, чтобы подчеркнуть особые события этого дня.
Дети могут читать ежедневное утреннее сообщение самостоятельно или с чьей-либо помощью.
Звуки и Буквы
Игры с именами
Подготовьте индивидуальные карточки с именами. Это может быть сделано каждым ребенком.
Воспользуйтесь фотографиями детей, чтобы организовать деятельность по сопоставлению произнесенного и написанного имени.
Проводите игры на классификацию, используя имена.
Попросите каждого ребенка собрать предметы, начинающиеся с первого (или другой) буквы его или ее имени.
Попросите детей выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве своего имени).
Подготовьте схему для заполнения ее словами, используя алфавит, как основу организации списка.
Дети демонстрируют знание алфавита и звуко-буквенных отношений в именах.
Звуки и Буквы
Создание записей
Обеспечьте детей разнообразными материалами (например, лотками песка, осязаемыми буквами, белыми досками), чтобы дать им возможность освоить в ходе практической деятельности правила написания букв, их ориентации.
В ходе ежедневной работы дети способны создавать буквы согласно принятым условностям их написания и пользоваться правильной их ориентацией.