Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование игровых технологий в начальной школе"»
Использование игровых технологий в начальной школе
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального обучения» (К.Д. Ушинский).
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках современные педагогические технологии. При переходе из дошкольного детства к школьной жизни у ребенка меняется ведущий тип деятельности с игры на обучение. Но, несмотря на это, игры помогают младшему школьнику проще познавать мир, усваивать новые знания, поэтому исключать их из процесса обучения не стоит. От преподавателя требуется немало сил на правильное применение игр на уроках, поскольку весь педагогический процесс должен быть строго продуман и решать задачи формирования предметной компетенции стандартов ФГОС.
Для включения первоклассников в учебный процесс, для лучшей их адаптации учитель использует игровые технологии на каждом уроке. Например, это может быть урокпутешествие в «Сказочную страну», «В Космос» и другие. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Они позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на каждодневных уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности детей, их индивидуальность. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Применение игровой технологии на уроках требует от учителя умения организовать учащихся и контролировать дисциплину на уроке. На подготовку к проведению уроков с использованием игровых технологий уходит большое количество времени. Есть невозможность использования на любом материале и сложность в оценке учащихся. В своей педагогической практике я применяю игровые технологии в обучении детей младшего школьного возраста с 1 по 4 класс. Я ставлю цель: развивать личность обучаемого, учитывая его индивидуальные способности. При проведении игр на уроке придерживаюсь следующих правил:
при выборе игры учитываются особенности детей;
игра – это не упражнение с использованием наглядных пособий;
игра должна соответствовать общей цели урока, помогать её реализации;
мыслительные затраты детей в игре должны соответствовать их возрасту;
обязательное подведение результатов игры, выявление победителя.
При обучении первоклассников игру и игровой момент использую на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового материала, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и другие. Игру или игровой момент провожу и на различных этапах урока. Вместо обычного вступления предлагаю учащимся отгадать загадку или ребус и узнать тему урока. Очень нравится ребятам знакомиться с новой буквой алфавита на уроках-путешествиях в «Страну буквы Н (А, Б, В…)». После изучения всего алфавита провожу урок-обобщение «Город букв». В городе есть улицы: Гласные буквы, Звонкие согласные, Глухие согласные. Ребята готовят макет буквы, подбирают стихотворение о ней, загадки с отгадкой-словом на эту букву. Весь урок провожу в форме игры.
Математика – один из наиболее трудных предметов. А так как все дети любят сказки, на уроках математики я применяю игры с элементами сказки, что вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Ребятам нравится, когда в гости к ним приходят сказочные герои. Обычно такие игры называются «Помоги Незнайке», «Подскажи Незнайке», «Помоги сказочному герою». Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания: записывают числа, используя данные цифры; составляют числовые выражения на сложение, вычитание и другие; отгадывают загадки и ребусы. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала, возможность чаще менять виды деятельности на уроке. При обучении второклассников на уроках математики использую игровые ситуации на различных этапах уроков. Это могут быть игры-соревнования: «Кто первым разгадает ребусы и узнает тему урока», «Цветик-семицветик» – кто первым решит 7 примеров и узнает тему урока. Очень нравятся ребятам уроки-соревнования по командам. Это помогает ребятам уметь совместно в команде находить решение того или иного задания, уметь договариваться, выслушать мнения одноклассников. На таких уроках по закреплению учебного материала ребята применяю полученные знания при решении поставленных задач. При обучении учащихся 3-4 классов применяю игры повышенной сложности. Например, при обобщении и повторении блока изученных тем применяю игру-соревнование «Умники и умницы», «Знатоки русского языка», «Математический марафон», «Знатоки природы», «Блиц-турнир», где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например:
1. Год назад Ире было 8 лет. Сколько лет ей будет через 4 года?
2. Два отца и два сына съели три апельсина. Поскольку съел каждый из них?
3. 3 кг яблок стоят 30 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок? Для темы «Антонимы и синонимы» подойдет игра «Языковые пропорции». Здесь учителю можно создать импровизацию с подачей и материалом, могут раздаться красочные карточки, можно изобразить на доске с помощью также заготовленных плакатов, вырезанных лепесточков и соединять это в цветок, а задачей учеников будет к предоставленному слову подобрать антоним или синоним:
1. Большой – маленький = огонь – … (вода).
2. Добрый – злой = … – жизнь (смерть).
Данные игры способствуют формированию познавательных компетенций на уроках как русского языка, так и литературы, окружающего мира.
Закрепление изученного материала провожу с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте.
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Рекомендуемая литература
Анкиева Н.П. «Воспитание игрой»/ Н.П. Анкиева // М.: Просвещение
1987– 334 с.
Баев И.М. «Играем на уроках русского языка» / И.М. Баев //