Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов
Новоселова Р.А
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия.
Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.
Актуальность.
Цель: Изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения.
Задачи: На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы систематизировать знания о дидактических играх.
Определить классификацию дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.
Определить значение использования дидактических игр в учебном процессе.
Основные концептуальные положения опыта.
Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему использования дидактических игр невозможно без должной теоретической базы. Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина, П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Современные образовательные технологии и/или методики
Цель использования технологии/методики
Описание внедрения
технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности
Результат использования технологии/методики
Игровые технологии
Развитие мыслительной деятельности учащихся;
повышение мотивации к активному изучению предмета;
самореализация ученика в игре;
формирование навыков целеполагания, планирования, самоконтроля.
формировать коммуникативные компетенции при работе в группах.
Использование игровой ситуации для решения учебных целей урока.
Обобщение, закрепление изученного материала.
Во внеклассной работе:
- элементы соревнования;
- выполнение задания с использованием игрового результата.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Создание комфортного состояния на уроке, стимулирующего желание изучать предмет.
Раскрытие индивидуальных способностей учащихся, развитие их самостоятельности.
Повышение инициативности в решении проблем в нестандартных ситуациях, игра по правилам повышает мотивацию успешности. Результативное участие в соревнованиях.
В возрастной периодизации детей (Д. Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
Игровая деятельность в учебном процессе
Дидактические цели
Воспитывающие цели
Развивающие цели
Социализирующие цели
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка
Творческий, очень активный характер деятельности
Игра
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
Описание опыта.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей
контролирующей
деятельности
ввоспроизводящей
деятельности
Исполнительной деятельности
преобразовательной деятельности
поисковой
деятельности
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Использование игровых технологий на уроках различных типов.
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф. подхода
Изучение нового материала.
Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей
Усвоение новых понятий и способов
Распределение ролей
Закрепление ЗУН.
Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.
Выработка умений и навыков, применение их на практике.
Содержа ние заданий
Обобщение и систематизация ЗУН.
Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.
Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной
деятельности.
Распределение ролей и содержание заданий.
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет ориентироваться в обилии игр и успешно применять их на практике.
Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:
-формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
-повышению самостоятельности;
-развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;
-изменилась самооценка и взаимооценка.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра
используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Например: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «У,у»
Развитие фонематического слуха
Отгадайте загадку:
«Наткёт, наплетёт
Сядет и добычу ждёт» (Паук)
- Дружит ли паук со звуком «У»? (Да)
А плетёт паук паутину. Для кого же плетёт паук свои сети?
Будем подбирать слова. Договоримся, если в слове есть звук «У» - поймал паук добычу, нет звука, не поймал.
Муха ( в середине слова есть звук «У»), поймал;
Комар–не поймал, жук – поймал, бабочка – нет, ит.д. (мотылёк, гусеница, муравей, пчела)- Кого же ловил паук в свои сети? Как назвать одним словом? (Насекомые)
: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «И,и»
Игра «Волшебная шкатулка»
- А что это за волшебная избушка?
(Это домик Бабы Яги)
В ней хранится шкатулка , только в ней не драгоценности, а волшебные слова. Давайте их расколдуем.
- Если словом или делом
Вам помог кто либо,
Не стесняйтесь, громко, смело.
Говорить …(Спасибо!)
- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит
(Добрый день!)
- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?
( Не слышно звука «И»)
- Пусть слово пока хранится в шкатулке.
- Если Вы кого – то обидели случайно
Или наступили на ногу случайно
Только не молчите, только не мычите
Долго не тяните
Скажите ИЗВИНИТЕ!
Если нас бранят за шалости
Говорим : Прости пожалуйста! (Один звук «И)
-Спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет. - А почему эти слова называются волшебными?
Дело в том, что они очень помогают людям. Даже незнакомым. Наши предки говорили:
«Слово – ключ, которым открывают сердца»
Но помните, ребята, в сердце попадает только доброе и вежливое слово
Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.
Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.
Я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Библиографический список
1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994
3.Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва,1996
4.Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000
5. Лерненр П.Я. Дидактика средней школы. Москва. Просвещение, 1992, стр.166
6.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007
7.Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 Российское пед. агенство.
8. Селивко Г.К Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 1998