kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Использование игровых технологий в начальной школе" дается краткий анализ технологий и примеры использования на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов

Новоселова Р.А


Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия.

Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.

Актуальность.

Цель: Изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения.

Задачи: На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы систематизировать знания о дидактических играх.

Определить классификацию дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.

Определить значение использования дидактических игр в учебном процессе.

Основные концептуальные положения опыта.

Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему использования дидактических игр невозможно без должной теоретической базы. Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина, П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

Современные образовательные технологии и/или методики


Цель использования технологии/методики

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

Игровые технологии


Развитие мыслительной деятельности учащихся;

повышение мотивации к активному изучению предмета;

самореализация ученика в игре;

формирование  навыков целеполагания, планирования, самоконтроля.

формировать коммуникативные компетенции при работе в группах.


Использование игровой ситуации для решения учебных целей урока.

Обобщение, закрепление изученного материала.

Во внеклассной работе:

- элементы соревнования;

- выполнение задания с использованием игрового результата.




Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Создание комфортного состояния на уроке, стимулирующего желание изучать предмет.

Раскрытие индивидуальных способностей учащихся, развитие их самостоятельности.

Повышение инициативности в решении проблем в нестандартных ситуациях, игра по правилам повышает мотивацию успешности. Результативное участие в соревнованиях.



В возрастной периодизации детей (Д. Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.



Игровая деятельность в учебном процессе



Дидактические цели

Воспитывающие цели

Развивающие цели

Социализирующие цели


-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):



Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка



Творческий, очень активный характер деятельности


Игра

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры


Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция



В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.

Описание опыта.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.



Игры, требующие от детей


контролирующей

деятельности

ввоспроизводящей

деятельности

Исполнительной деятельности

преобразовательной деятельности

поисковой

деятельности


Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».


Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.

Использование игровых технологий на уроках различных типов.


Тип урока.

Дидактические игры.

Назначение игры.

Реализация диф. подхода

Изучение нового материала.

Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей

Усвоение новых понятий и способов

Распределение ролей

Закрепление ЗУН.

Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.

Выработка умений и навыков, применение их на практике.

Содержа ние заданий

Обобщение и систематизация ЗУН.

Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.

Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной

деятельности.

Распределение ролей и содержание заданий.


Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет ориентироваться в обилии игр и успешно применять их на практике.

Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:

-формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;

-повышению самостоятельности;

-развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;

-изменилась самооценка и взаимооценка.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра

используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Например: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «У,у»

Развитие фонематического слуха

Отгадайте загадку:

«Наткёт, наплетёт

Сядет и добычу ждёт» (Паук)

- Дружит ли паук со звуком «У»? (Да)

А плетёт паук паутину. Для кого же плетёт паук свои сети?

Будем подбирать слова. Договоримся, если в слове есть звук «У» - поймал паук добычу, нет звука, не поймал.

Муха ( в середине слова есть звук «У»), поймал;

Комар–не поймал, жук – поймал, бабочка – нет, ит.д. (мотылёк, гусеница, муравей, пчела)- Кого же ловил паук в свои сети? Как назвать одним словом? (Насекомые)

: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «И,и»

Игра «Волшебная шкатулка»

- А что это за волшебная избушка?

(Это домик Бабы Яги)

В ней хранится шкатулка , только в ней не драгоценности, а волшебные слова. Давайте их расколдуем.

- Если словом или делом

Вам помог кто либо,

Не стесняйтесь, громко, смело.

Говорить …(Спасибо!)

- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит

(Добрый день!)

- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?

( Не слышно звука «И»)

- Пусть слово пока хранится в шкатулке.

- Если Вы кого – то обидели случайно

Или наступили на ногу случайно

Только не молчите, только не мычите

Долго не тяните

Скажите ИЗВИНИТЕ!

Если нас бранят за шалости

Говорим : Прости пожалуйста! (Один звук «И)

-Спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет. - А почему эти слова называются волшебными?

Дело в том, что они очень помогают людям. Даже незнакомым. Наши предки говорили:

«Слово – ключ, которым открывают сердца»

Но помните, ребята, в сердце попадает только доброе и вежливое слово

Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.

Я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.


Библиографический список

1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.

2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994

3.Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва,1996

4.Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000

5. Лерненр П.Я. Дидактика средней школы. Москва. Просвещение, 1992, стр.166

6.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007

7.Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 Российское пед. агенство.

8. Селивко Г.К Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 1998

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва,1979, т.1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Новоселова Разида Алмазовна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#974 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149815"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420308934"
  }
}
object(ArrayObject)#996 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#974 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Использование игровых технологий на уроках английского языка ""
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249692"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446963482"
  }
}
object(ArrayObject)#996 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#974 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Использование игровых технологий во внеклассной работе по иностранному языку в 5-6 классах» "
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-vo-vnieklassnoi-rabotie-po-inostrannomu-iazyku-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125284"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414946027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства