Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование Ключевых компетенций на уроках"»
Формирование ключевых компетенций на уроках.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни.
Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования. “Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении.
Выделяют следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования
Условия необходимые для овладения ключевыми компетенциями.
Ориентация учебного процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера.
Создание условий для приобретения опыта и достижения цели
Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, дифференцированное обучение и др.)
Обучение технике и способам самостоятельного учения.
Методика формирования ключевых компетенций, включает в себя пять этапов:
1 этап – вводно-мотивационный. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. Эффективными являются методические приёмы, которые привлекают непроизвольное внимание учащихся, возбуждают у них положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний.
2 этап – открытие знаний по предмету. На данном этапе решающее значение имеют приёмы, стимулирующие рост познавательной потребности, требующие концентрацию внимания, проведение самостоятельных исследований.
3 этап – формализация знаний. Основное назначение приёмов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
4 этап – приложение полученных знаний. Приёмы созданий проблемных
ситуаций должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5 этап – обобщение и систематизация знаний. На этом этапе приёмы должны устанавливать связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
При формировании ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
►- интерактивные технологии
► -метод сотрудничества
►-методики проектирования
►- использование ИКТ
►- деятельностный подход
►- работа по алгоритму и др.
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый учитель понимает его по-своему.
Планируя систему уроков, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали УУД, но и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:
♦ Умение адаптироваться к жизни;
♦ Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
♦ Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
♦ Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении.
В своей педагогической деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных – владение информационными технологиями.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Информационно-коммуникационная технология способствует:
1. Активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Развитию вариативности мышления.
3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Отношение детей к собственному учению в настоящее время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает потратить ни секунды своего времени на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы надо искать в продуктивном назначении обучения: если они очевидны – школьник берется за это трудное дело.
Не хотят учиться потому, что трудно. А как легче – никто не учит.
Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, библиотеки электронных наглядных пособий.
Мною возможности компьютера используются в обучении в следующих вариантах:
■ - фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
■ - использование диагностических и контролирующих материалов;
■ - повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;
■ - выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
■ -использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников;
■ - формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.
Приведем примеры упражнений, используемых на разных уроках
Для формирования ценностно-смысловых компетенций использовались
- система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься:…», «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Миша говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?»
- вопросы: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»…, «А чем довелось любоваться тебе?», «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?».
Для формирования общекультурных компетенций использовались упражнения:
- организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?»
- вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо»; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», «Как написать поздравление с Новым годом», «Как написать письмо в научный клуб младших школьников», «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».
- А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае?
- Рассмотри Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены?
Для формирования учебно-познавательных компетенций использовались задания типа:
- «Миша нашёл такие словосочетания: … Маша определила словосочетания по-другому: … Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»
Для формирования информационных компетенций использовались следующие упражнения:
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
- задания: «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»; "Открой обратный словарь на - А и найди группу слов на -вка...", "Найди это слово в "Словаре происхождения слов"
- обращение к дидактической иллюстрациидля выбора нужного слова (иллюстрации для заданий «если буква заблудилась») или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения
Для формирования коммуникативных компетенций использовались
- задания, требующие распределения работы с соседом по парте; учёт позиции собеседника: задания типа: «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».
Для формирования компетенций личностного самосовершенствования использовались
- задания, например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?», «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица.», «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них в фильме или видел(а) мультфильм?»
«Мы три орудия имеем к учености: то есть разум, память и старание. Разум изощряется упражнением. Память умножается от прилежания, прилежание развивай сам и не ленись. Читаешь ли ты что – нибудь сам или слушаешь, делай то со вниманием: не должен ты бродить мыслями своими, старайся отныне собрать вместе и рассуждать о касающемся тебя. О чем не знаешь, не стыдись спрашивать у других, не стыдись от всякого человека научиться, ибо самые великие мужи сего не стыдились. Стыдись лучше не знать или не хотеть учиться…» ( Эразм Роттердамский)
Если учитель умело управляет обучением то и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках в начальных классах.
Подготовила учитель начальных классов Кадомкина Елена Владимировна.