kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование Ключевых компетенций на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о формировании ключевых компетенций учащихся начальной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование Ключевых компетенций на уроках"»

Формирование ключевых компетенций на уроках.


В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни.

 

Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.

    Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».

Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования.  
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении.

 Выделяют следующие группы ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловые компетенции

  • Общекультурные компетенции

  • Информационные компетенции

  • Коммуникативные компетенции

  • Социально-трудовые компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

Условия необходимые для овладения ключевыми компетенциями.

  •  Ориентация учебного процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

  • Увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера.

  • Создание условий для приобретения опыта и достижения цели

  •  Усиление практической направленности преподавания предмета

  • Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, дифференцированное обучение и др.)

  • Обучение технике и способам самостоятельного учения.


Методика формирования ключевых компетенций, включает в себя пять этапов:

1 этап – вводно-мотивационный. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. Эффективными являются методические приёмы, которые привлекают непроизвольное внимание учащихся, возбуждают у них положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний.

2 этап – открытие знаний по предмету. На данном этапе решающее значение имеют приёмы, стимулирующие рост познавательной потребности, требующие концентрацию внимания, проведение самостоятельных исследований.

3 этап – формализация знаний. Основное назначение приёмов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.

4 этап – приложение полученных знаний.  Приёмы созданий проблемных

 ситуаций должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

5 этап – обобщение и систематизация знаний. На этом этапе приёмы должны устанавливать связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.

При формировании ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

►- интерактивные технологии

      ►  -метод сотрудничества

      ►-методики проектирования

      ►- использование ИКТ

      ►- деятельностный подход

      ►- работа по алгоритму и др.

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый учитель понимает его по-своему.

Планируя систему уроков, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали УУД, но и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:



♦ Умение адаптироваться к жизни;

♦ Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;

♦ Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

♦ Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.


Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении.

В своей педагогической деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Информационно-коммуникационная технология способствует:

1. Активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Развитию вариативности мышления.

3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Отношение детей к собственному учению в настоящее время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает потратить ни секунды своего времени на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы надо искать в продуктивном назначении обучения: если они очевидны – школьник берется за это трудное дело.

Не хотят учиться потому, что трудно. А как легче – никто не учит.


Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.


Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, библиотеки электронных наглядных пособий.

Мною возможности компьютера используются в обучении в следующих вариантах:

■ - фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

■ - использование диагностических и контролирующих материалов;

■ - повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;

■ - выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

■ -использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников;

■ - формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.


Приведем примеры упражнений, используемых на разных уроках

Для формирования ценностно-смысловых компетенций использовались

система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься:…», «Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Миша говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?»

- вопросы: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»…, «А чем довелось любоваться тебе?», «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?».

Для формирования общекультурных компетенций использовались упражнения:

- организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?»

- вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо»; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», «Как написать поздравление с Новым годом», «Как написать письмо в научный клуб младших школьников», «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».

- А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае?

- Рассмотри Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены?


Для формирования учебно-познавательных компетенций использовались задания типа:

- «Миша нашёл такие словосочетания: … Маша определила словосочетания по-другому: … Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»


Для формирования информационных компетенций использовались следующие упражнения:

перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

- задания: «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»; "Открой обратный словарь на - А и найди группу слов на -вка...", "Найди это слово в "Словаре происхождения слов"

- обращение к дидактической иллюстрации для выбора нужного слова (иллюстрации для заданий «если буква заблудилась») или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения


Для формирования коммуникативных компетенций использовались

- задания, требующие распределения работы с соседом по парте; учёт позиции собеседника: задания типа: «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».


Для формирования компетенций личностного самосовершенствования использовались

- задания, например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?», «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица.», «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них в фильме или видел(а) мультфильм?»

«Мы три орудия имеем к учености: то есть разум, память и старание. Разум изощряется упражнением. Память умножается от прилежания, прилежание развивай сам и не ленись. Читаешь ли ты что –  нибудь сам или слушаешь, делай то со вниманием: не должен ты бродить мыслями своими, старайся отныне собрать вместе и рассуждать о касающемся тебя. О чем не знаешь, не стыдись спрашивать у других, не стыдись от всякого человека научиться, ибо самые великие мужи сего не стыдились. Стыдись лучше не знать или не хотеть учиться…» ( Эразм Роттердамский)

Если учитель умело управляет обучением то и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»







Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках в начальных классах.







Подготовила учитель начальных классов Кадомкина Елена Владимировна.

Январь 2022





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формирование Ключевых компетенций на уроках"

Автор: Кадомкина Елена Владимировнаа

Дата: 26.10.2022

Номер свидетельства: 616029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование  ключевых компетенций у  учащихся в рамках проектной деятельности  ТЕХНО "
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-v-ramkakh-proiektnoi-dieiatiel-nosti-tiekhno"
    ["file_id"] => string(6) "218454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433784886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Статья на тему: Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(157) "stat-ia-na-tiemu-formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-chieriez-proiektnuiu-i-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147060"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419316940"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование информационной компетенции на уроках истории. "
    ["seo_title"] => string(63) "formirovaniie-informatsionnoi-kompietientsii-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "206243"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430137784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. "
    ["seo_title"] => string(101) "rol-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-kompietientnostnogo-podkhoda-v-obuchienii-i-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "179643"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425045211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства