Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы"»
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы
Жизнь не стоит на месте, в век великих перемен с введением ФГОС важно шагать в ногу со временем, чтобы быть востребованным и современным педагогом. Сегодня девиз моей работы таков: «Ученье без принуждения! Ученье с увлечением!» Я считаю, что только творческий педагог, работающий по призванию и по зову сердца, способен достичь сегодня желаемого профессионального статуса! А подробнее хочу остановиться сейчас на организации здоровьесберегающей среды в образовательном процессе начальной школы, что является важнейшим моментом в деятельности педагога в соответствии с основными направлениями политики в сфере образования и ФГОС НОО. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. От соблюдения гигиенических, психолого — педагогических условий проведения урока зависит состояние школьника в процессе учебной деятельности. Очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку, предупреждая преждевременное наступление утомления, заболевание опорно-двигательного аппарата. Так в течение урока провожу эмоциональную разрядку, физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую зарядку, упражнения для укрепления мышц рук, для отдыха позвоночника. Для реализации поставленных задач я создаю с любовью и вдохновением авторское дидактическое обеспечение: сборник физкультминуток «С добрым утром!», «Весёлые стихи для маленьких друзей». Для меня очень важен момент организации урока, мотивационный компонент, в котором необходимо дать настрой ребятам ни на один урок, а на целый день. Приведу примеры из моего творчества:
(Ребята, подняв руки вверх, сжимают и разжимают пальчики)
3.Школьное утро, доброе утро
Вместе встречаем сейчас,
К новым свершениям, великим открытиям
Я приглашаю всех вас!
Вместе за знаниями мы отправляемся,
Скуку и лень позабудь!
Дружно с работой любою справляемся,
Трудным не будет наш путь!
Гимнастика для глаз:
Очень долго мы читали,
Наши глазки так устали!
(ребята глазками считают клеточки на доске и попадают в гости к героям)
На 5 клеток вверх шагаем
И кого же там встречаем?
На 3 клетки ещё выше,
Кто живёт у нас под крышей?
8 вниз мы отсчитаем
Под кустом кого встречаем?
Отправляемся домой.
Кто стремится к нам стрелой?
Для предупреждения заболеваний опорно-двигательного аппарата:
Вижу, вы уже устали,
Ну-ка, дружненько все встали!
Через мостик мы шагаем,
На лужайку попадаем.
Очутились на лужайке
И попрыгали, как зайки.
Над лужайкой кто летает?
Это бабочки порхают!
На носочках мы пойдём,
Потихоньку, не спугнём,
Пусть себе они летают
И природу украшают!
2. Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,
А теперь по кочкам дружно
Вам, ребята, прыгать нужно!
Дальше ждёт вас водоём,
Кролем, брассом поплывём!
К солнышку потянемся
Весело, друзья!
Быть всегда здоровыми
Вам желаю я!
3.Тучки, тучки налетели,
Дождик вдруг пошёл густой,
Ну а мы гулять хотели,
Серый дождик, ты постой!
Для здоровья очень важно
Свежим воздухом дышать,
Значит, мы пойдём отважно
Вместе с дождиком играть!
4.Потянись, мой друг, не спи!
Лень скорее прогони!
— Кто отстал? Не отставай!
-Кто устал? Не уставай!
Кто идти захочет с нами,
Только дружно, не зевай!
5. Мы потрудимся на славу
С песенкой и дружбой,
Не жалей-ка сил, ребята
Для работы нужной!
Пальчиковая зарядка.
1.Пароход вдали плывёт,
Кольцами дымок идёт. (Делаем пальчиками колечки)
Туча серая пришла,
Дождиком всё залила. (Изображение тучи, перебор пальцев по столу.)
Снова солнышко проснулось, (Потягивание)
Всё вокруг нам улыбнулось! (Дарим улыбки друг другу)
2. Пальцы делают зарядку,
Приседают по порядку. (Сгибание и разгибание пальцев)
По столу они гуляют,
В «Догонялки» там играют. (От большого пальца к мизинцу перебор).
Эмоциональная разрядка:
Это выполнение заданий под классическую музыку, исполнение хором куплета песни, подходящей к теме урока, выполнение заданий на развитие внимания, памяти, стоя у парты, чтение шуточного стихотворения учителем, возможно заучивание наизусть, что очень приветствуется ребятами.
1.Игра «Снежки»
У каждого в руках бумажный снежок с буквой или со словом, в соответствии с темой урока. По очереди ребята опускают свой снежок в нужную корзинку.
2. Игра » Иду по адресу«
Ребята встают друг против друга, в руках карточки — письма с числами или с примерами. Отнеси письмо по адресу — ответу, это номер дома.
Шумно, весело, главное — без принуждения, в игровой обстановке у школьников формируются знания и умения.
Здоровье человека закладывается с детства, поэтому в течение урока каждому учителю необходимо следить за посадкой обучающихся, за положением тетради на столе.
Правило письма:
Мы тетрадки открываем,
Под наклоном их кладём (Кто пишет правой рукой —наклон к окну, левой — к дверям)
И напомним мы ещё — ручка смотрит на плечо!
Вот он —стол, а вот — живот, здесь ладонь проходит —вот!
Голову низко не опускаем, своё зрение сохраняем!
Это только часть моего творчества. К каждому уроку рождаются новые идеи, новые стихи, новые затеи для моих школьников. Как здорово, когда на уроке искорками светятся их любознательные глаза, как весело слышать задорный детский смех! Вот оно — моё большое учительское счастье, мой смысл жизни и вся моя жизнь!