Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе" в начальной школе.»
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья школьников, поэтому встает вопрос о превентивной (предупреждающая) работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая(предварительная) работа в данном направлении ложится на плечи педагогов общеобразовательного учреждения.
Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольника, расширять общий кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность дошкольников в формировании здорового образа жизни.
При организации обучения обеспечиваю оптимальный двигательный режим младшего школьника ( утренняя гимнастика, динамические перемены, «минутки покоя», гимнастические игры и упражнения, физкультурная разминки во время учебного процесса, релаксация органов зрения, обучение навыкам самоконтроля). Учитываю психофизиологические особенности младших школьников. На уроках и занятиях внеурочной деятельности использую смену деятельности, чтобы снять физическое и психическое переутомление детей. Использую три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута – усваивается 80%, 25-35 минута - усваивается 60-40%, 35-40 минута – усваивается 10% материала урока.
Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, я как учитель способствую здоровьесбережению каждого своего ученика.
Для профилактики близорукости провожу игры, гимнастику для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица. (автор: Чупаха И.В.), электронные физминутки.
Провожу работу по профилактике и предупреждению детского травматизма, учу оказывать первую медицинскую помощь. Для профилактики заболеваний использую различные виды гимнастики: пальчиковую, дыхательную.
Для профилактики заболеваний ЖКТ организую 100% охват учащихся горячим питанием.
Организованное горячее питание
Учебный год
Количество учащихся в классе
% охвата горячим питанием
2011-2012
26
100%
2012-2013
28
100%
2013-2014
26
100%
2014-2015
26
100%
Организую витаминизацию детей, получение кислородного коктейля, провожу процедуры закаливания учащихся в период посещения бассейна, выездов на природу. Для повышения мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья, ежегодно в школе проводятся дни здоровья, семьи учеников класса участвуют в школьном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья».
Изучаю медицинские карты учащихся и составляю карту здоровья класса.
Группа здоровья
Физкультурная группа
% учащихся
1гр
Подготовительная
0
2гр
Основная
24чел -92,3%
3гр
Специальная
2чел – 7,7%
4гр
Освобождённые
0
Динамика уровня физического развития класса выглядит следующим образом:
Физическое развитие учащихся
Оздоровительную работу веду в тесном сотрудничестве с семьей, на родительских собраниях провожу курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.