Статья по теме: "Здоровьесберегающая среда в начальной школе"
Статья по теме: "Здоровьесберегающая среда в начальной школе"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет сохранение и укрепление здоровья детей как одну из приоритетных задач. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Здоровьесберегающая среда в начальной школе"»
Здоровьесберегающая среда в начальной школе.
Федорова Евгения Георгиевна ,
учитель начальных классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет сохранение и укрепление здоровья детей как одну из приоритетных задач. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья учащихся. Поэтому необходимо использовать технологии сохранения здоровья, в которые входят три блока:
Психологический блок: индивидуальные, групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений;
Медицинский блок : проведение физкультурно- оздоровительной работы;
Педагогический блок: нормализация школьной нагрузки, исключение стрессовых воздействий на организм учащихся; рациональная организация дополнительного образования.
Учитель начальных классов в лицее организует здоровьесберегающий процесс через создание психологического комфорта для учащихся, рациональный режим работы и организацию образовательного процесса на основе творчества.
Создание психологического комфорта для учащихся
Принципы психологического комфорта следующие:
- учеба должна давать детям радость;
- протекать на фоне положительных эмоций;
- исключать психотравмирующие ситуации.
Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологического климата необходимо
присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе. На своих уроках я употребляю такие выражения как « у тебя все получится», « все в твоих руках» , вместо «ты не прав»,»кто скажет лучше ?»
На каждом уроке провожу рефлексию
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.
Стараюсь, чтобы завершение урока было спокойны: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, а учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Рациональный режим работы
1 На своих уроках чередую учебные нагрузки, смену видов деятельности.
Например на уроке русского языка за 45 минут я смогла провести :
- Проверку д.з.
- самостоятельную работу
- работу в парах с взаимопроверкой
- две физминутки ( использую разные разминки: для глаз, для рук, для осанки)
- изучить новую тему
- используя тест, проверила усвоение нового материала
3 Организую подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающие разрядки на уроках.
4 Слежу за осанкой .
5 Контролировать режим освещённости в учебном помещении.
5 Провожу комплексы упражнений для снятия усталости глаз.
6 Демонстрирую уверенность в способностях всех учащихся.
7 Способствую развитию позитивных ожиданий учащихся.
В процессе работы над данной проблемой я пришли к выводу, что из существующих форм проведения уроков наиболее оптимальными, с точки зрения здоровьесбережения, являются следующие:
Уроки – игры
Уроки – соревнования
Театрализованные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки – аукционы
Уроки – конкурсы
Уроки – концерты
Уроки – экскурсии и др.
Организация образовательного процесса на основе творчества
Чтобы учебный процесс был творческим, на своих уроках часто использую проблемные ситуации. Ребенок должен сам захотеть выполнить определенное задание, а не получить его в готовом виде. Мои дети любят помогать сказочным героям, проносить олимпийский огонь по различным этапам урока и т.п.
В творчестве развивается личность.
Мои наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.