Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Внеурочная деятельность как часть учебно- воспитательного процесса".»
Внеурочная деятельность как часть учебно- воспитательного процесса.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии учащихся.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
связи между семьёй и школой.
Мероприятия, проводимые во внеурочной деятельности, согласно направлениям воспитательной программы школы:
1. Спортивно-оздоровительное:
Организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
2. Общекультурное направление
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, тематических конкурсов чтецов.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города.
3. Духовно-нравственное направление:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Тематические классные часы; Оказание помощи ветеранам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Смотр строя и песни.
Акция « Посылка солдату», благотворительная ярмарка « Все вместе»!,
4. Социальная деятельность:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Акция «Помоги птицам»
5. Общеинтеллектуальноенаправление:
Предметные недели.
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.
Разработка проектов к урокам.
Работа кружка по русскому языку « Занимательная грамматика» ( третий год).
Результаты анкетирования детей, родителей, личные наблюдения показывают , что эти занятия очень интересны учащимся .Внеклассная работа в данном направлении дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомит учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.( «Отличие многозначных слов от омонимов»: совершенно различные по лексическому значению слова- омонимы(лук, коса),в многозначных словах значения связаны между собой( шляпка, линейка)) Ребята с интересом подбирают увлекательные задания по изучаемым темам, с азартом спорят по проблемным вопросам(«вороб..шек прыгнул на кам..шек), составляют подборку олимпиадных заданий, которые совместно решаются на таких занятиях. Эффективность работы доказывает желание учащихся участвовать в различного рода олимпиадах по русскому языку и их результативность.
Кроме положительных моментов внеурочной деятельности, я выделила бы для себя и минусы: внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться от тех дел, в которых участвуют его одноклассники; для решения задач внеурочной деятельности часто приходится занимать время урочное; внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители на базе учащихся своего класса.