Статья "Здоровый образ жизни для учащихся начальной школы"
Статья "Здоровый образ жизни для учащихся начальной школы"
В статье дано подробное описание о создании условий для формирования у учащихся здорового образа жизни. Бережного и вдумчивого отношения к своему здоровью. А так же описаны несложные упражнения, тренирующие зрение.В статье также можно найти тест "Как ты умеешь беречь своё здоровье". Очень подробно описаны правила здоровья и игры для учащихся начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: пакеты с заданиями для групп, словарь С.И. Ожегова.
Ход классного часа
1. Актуализация знаний
Учитель. Продолжите пословицы о здоровье человека.
• В здоровом теле... (здоровый дух).
• Здоровье дороже... (золота).
• Ум да здоровье ... (всего дороже).
• Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).
- Давайте попробуем выяснить, от чего зависит наше здоровье. Поработайте в парах. (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на доске.)
• От здоровья родителей, бабушек и дедушек.
• От того, как часто нас осматривает врач.
• От того, каким воздухом дышим.
• От того, какую воду пьем.
• От того, что употребляем в пищу.
• От себя самого.
- Давайте из этого перечня попробуем выделить самое главное. (От себя самого.)
Прочитаем и выучим следующее четверостишие:
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
(Дети повторяют хором, заучивают.)
Работа со словарем С.И. Ожегова
Давайте прочитаем в словаре С.И. Ожегова определение слова здоровье.
Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Учитель объясняет данное определение.)
Тест «Твое здоровье» Отвечайте на поставленные вопросы «Да» или «Нет»
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
Дети делятся на 3 группы в зависимости от набранных баллов.
Учитель: Давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Что же входит в понятие «Здоровье»?
Правила здорового образа жизни:
1. Правильное питание
2. Соблюдение режима дня
3. Активная деятельность и активный отдых
4. Закаливание
5. Отсутствие вредных привычек.
Разойдитесь по группам и выполните задания (каждой группе вручается пакет с заданием)
1 группа: Составить режим дня
Каждый день, как только вы пробудились, подумайте – «У меня есть бесценная человеческая жизнь, и я не собираюсь тратить ее впустую. Я буду использовать всю свою энергию чтобы развивать себя, открывать свое сердце другим людям. Я буду думать о других только хорошее, не позволю себе злиться или думать плохо о ком-то, я собираюсь быть полезным людям настолько, насколько я смогу.
Задание: Вспомним распорядок дня. (Дети работают с разрезными карточками, выкладывая по порядку пункты режима дня. Проверка по плакату с режимом дня.)
1. Раз, два, три четыре пять
Нам уже пора вставать!
Нам уже пора вставать,
И кровати заправлять.
2. Занимаемся зарядкой, по утрам, по вечерам.
Со здоровьем всё в порядке, что советуем и Вам.
А потом пойдем в присядку, потанцуем на ковре.
Так мы делаем зарядку, рано утром на заре.
Головой вращаем смело, наклоняясь до ковра.
Дух здоровый, крепче тело, с добрым утром — детвора!
3. Снует зубная щетка, как по морю лодка,
Как по речке пароход по зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели, чтоб как зимний снег белели
А теперь вы умывайтесь,
С мылом мыться постарайтесь
4. Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
А ещё полезна каша,
У неё вся сила наша!
5. Утром , по дороге в школу, свежим воздухом дышу,
Жду подружку я у дома, вместе с ней теперь иду.
Мы немного поболтаем, посмеёмся, ведь тогда
Нам шагать дорожкой к школе не наскучит никогда.
6. Чтобы грамотнее стать…
Надо книжки нам читать
И задачи все решить,
Чтоб пятёрку получить!
За звонком звенит звонок,
Точно в срок идёт урок,
Нужно очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать.
7. Вот и кончились уроки,
До свиданья, школьный дом!
Завтра снова мы придём!
8. Принимайся за обед, только вот тебе совет:
Чтобы ни один микроб не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой нужно мылом и водой.
Скушай первое, второе и добавку попроси,
А потом помой посуду, на прогулку ты пойди
9. На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
10. Полдник съели, погуляли,
отдохнули и опять:
Из портфеля мы достали
Свой учебник и тетрадь.
Мы домашнее заданье
Начинаем выполнять!
11. В магазин мы сходим сами,
пол в квартире подметём.
Чтобы легче было маме,
Мы поможем ей во всём
12. Ужин вкусный мы съедим
Телевизор поглядим,
Или в игры поиграем,
Или книжку почитаем.
Выключаем телевизор,
Пусть компьютер отдохнет,
Почитаем лучше книгу,
книга знания дает!
13. Ждёт ребят зубная паста
и журчит водица:
«Не забудьте, же друзья
перед сном умыться!»
14. Вот закончен этот день,
За окном густая темь.
Пусть приходит крепкий сон.
Всем на свете нужен он.
2 группа: Парад витаминов
Задание: Распределить роли и разыграть сценку.
Ведущий:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Витамины - просто чудо! –
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Витамин А.
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Ведущий: Витамин А - это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.
Витамин В.
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
Ведущий: Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе и в грецких орехах.
Витамин D.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить,
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить!
Ведущий: Витамин D делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.
Витамин С.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ведущий: Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.
Хором.
Всю азбуку здоровья нужно крепко знать
И в жизни эти знания повсюду применять!
3 группа: Комплекс упражнений для укрепления здоровья
Задание: разучить с одноклассниками комплекс упражнений.
Игра “Вершки-корешки” Ведущий: Называю овощи, если в пищу употребляют верхнюю часть, то нужно встать на цыпочки, поднимая руки вверх, если нижнюю часть, “корешки” сесть на корточки.
Ведущий: Для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику? Легкие расширяются, больше воздуха попадает в кровь, кислород поступает в головной мозг, следовательно, лучше работает наша память, повышается мыслительная активность. Итак, начнем! Глубокий вдох - выдох (3 раза). Глубокий вдох - на звук м-м-м, выдох на звук ш-ш-ш.
Глубокий вдох - выдох порциями, с остановками. Голову поднимем выше И легко-легко подышим. У нас хорошее настроение. Улыбнулись, мы настроены на работу.
Упражнения для тренировки зрения
Движение глазами вправо и влево. Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
Движение глазами вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10-20 с, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное, ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30-40 секунд. Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.
Вращение глазами. Движение осуществлять по кругу - сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 секунд.
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30-40 секунд. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.
Выступления групп:
1 группа: Правила дня:
приучи себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время;
выполняй каждый день утреннюю зарядку;
следи за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта;
старайся есть в одно и то же время.
Учитель. - Кто из вас выполняет режим дня? А у кого это получается не всегда? А есть ребята, которые режим вообще не соблюдают? Как можно назвать человека, который выполняет режим?
2 группа:
Питание - одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие сохранения здоровья, неправильное приводит к болезням. Посмотрим сценку, которую приготовили нам ребята.
Учитель. Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму. (Выходят дети с шапочками на головах.)
3 группа: Длятого, чтобы послушать третью группу, всем необходимо встать. Выполняем комплекс упражнений.
Учитель: Ну, а теперь с хорошим настроением – за дело, пора нам подкрепиться.
Творческая работа
Каждая группа получает конверт с написанными продуктами питания.
Учитель. У нас получилась характеристика здорового человека, а сейчас давайте нарисуем портрет этого человека. Конечно, ваши портреты будут разными, но у всех должно быть что-то общее.
- Подумайте, чем ваши портреты будут похожи. (Улыбка, спина прямая, добрые глаза, опрятный, румяный.)
Слушайте музыку и рисуйте. А заодно из песни сможете узнать, как нужно правильно закаляться.
Дети рисуют под музыку. По окончании работы организуется выставка работ.
Подведение итогов
Учитель. Для чего нужно иметь хорошее здоровье?
- Закончите предложение: «Здоровье - это...» (Дети перечисляют по цепочке.)
Учитель:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
А на память каждому из вас –памятка с режимом дня!