kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Волшебные строчки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волшебные строчки

Проблему развития творческих способностей учащихся, считаю, глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для этого нужны воля, умение преодолевать свою лень, трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в учении. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего развития личности школьника.

Китайская пословица гласит:

Скажите мне – и я забуду,

Покажите мне – и я запомню,

Вовлеките меня – и я научусь.

Вовлечение в творческую деятельность младших школьников осуществляю с первого класса, через занятия в кружке  «Волшебные строчки». Здесь ребята занимаются сочинительством. Но, кроме создания стихов и прозы, использую  и другие виды деятельности: редактирование и верстка сборника «Проба пера», разработка дизайна, его выпуск. Учу собирать и обрабатывать информацию, обращаться к справочной литературе, совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать грамотную и выразительную речь, оценивать результаты работы и определять личную ответственность за осуществление задуманного.

Детские сочинения – это путь от маленького писателя к большому читателю, средство развития  мышления, воображения и речи. Ребенок, научившийся сочинять собственные тексты, лучше ориентируется  в текстах чужих. Речь не передается по наследству, овладев ею, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.  

Сочинительство позволяет отшлифовывать речь детей, она становится более выразительной, образной, складной, развивается  поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас школьников. Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные игры воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно. Различные виды работы с рифмой способствуют словотворчеству детей.

Но стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать необходимо, иметь определенный опыт: впечатления от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать. Именно для решения этой проблемы в нашем классе одним из традиционных стал осенний праздник «Печеной картошки». Вместе с родителями мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Пока наши мамы и папы разводят костер, накрывают стол, мы с ребятами уходим на поиски удивительного и прекрасного. Слушаем, подмечаем, разглядываем. Учимся наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, подбирать выразительные слова и рифмовать. Прямо в лесу у детей рождаются первые волшебные сточки:

 

 

Осень наступила, падает листва,

Птицы улетают в теплые края.

Целый день сегодня дождик моросит,

Песню колыбельную по окну стучит.

Склянчук Анастасия

 

Лужи на дорогах расплескала,

Листья все с деревьев  расшвыряла.

То нежданно посыпала снегом,

То подула холодным ветром.

Ветер злой завыл уныло,

Что  за время наступило?

Самойленко Владислав

 

Осень наступила

Птицы улетели.

Птицы улетели

В дальние края.

Все цветы завяли,

Листья пожелтели,

Листья облетели,

Голая земля.

Ветер дует сильно,

Солнце не блестит,

Веточки нагнулись,

Дождик моросит.

Чусовлянова Светлана


 

Маленькие “вдохновенные рифмоплеты” получают огромное удовольствие от процесса творчества, от радости создания собственного, пусть пока небольшого, стихотворения, сказки или загадки.

Первые пробы пера в начальных классах и участие во всех литературных конкурсах  для  некоторых моих выпускников, определили увлечение на всю жизнь.  Бухтияров     Сергей  –  теперь ученик 11 класса, ежегодный лауреат городского конкурса литературного творчества, победитель конкурса чтецов, стипендиат фонда «Юные таланты Прокопьевска» с 2007 года, стипендиат фонда «Юные дарования Кузбасса» с 2009года. В багаже Серёжи победы на городских, областных и всероссийских конкурсах литературного творчества. Очерк о Сергее опубликован в общероссийской Энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».

Традиционным стало и проведение  литературных гостиных, где ребята более полно открывают свои творческие способности.   Сколько положительных эмоций у ребят вызвала встреча в литературной гостиной  с Бухтияровым Сергеем! С каким удовольствием третьеклассники читали со сцены  первые стихи Серёжи «Первый снег», «Грустный день», «Шахтер», «Учитель»! Молодой поэт ответил на многочисленные вопросы ребят, поделился своими секретами успеха и планами на будущее: его мечта стать журналистом. Восторгу не было предела, когда ребята услышали новые стихотворения в исполнении автора.

Каждое полугодие  завершается праздником – презентацией литературного сборника «Проба пера», который  выходит в свет, на суд самого строгого жюри – наших родителей! 

Успехами своих учеников третьеклассников я по праву горжусь! Ведь в нашей копилке победы в городском конкурсе  чтецов, «Проба пера», «Пою моё Отечество»; в областном конкурсе сочинений «Милицейская служба такая…», во всероссийской  дистанционной викторине «В мире сказок» (Фактор роста), в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», грамоты за активное участие в городских акциях «Рука к руке», «Подари другу радость», дипломы за участие в областном конкурсе «Свой голос» и международном литературном конкурсе «Гренадеры, вперед». Со своими сочинениями юные поэты выступают перед  школьной аудиторией, на родительских собраниях и праздниках.  Лучшие работы отправляем в городские газеты.

 Деятельность обучающихся в интеллектуальных и творческих  конкурсах, фестивалях,  праздниках,   важное событие для каждого ребенка. В результате создания социально – значимых продуктов (компьютерных презентаций, классных сборников творческих работ, журналов) развиваются интеллектуальные умения, творческие способности обучающихся.

Потенциальная гениальность живет в каждом, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это своевременная помощь со стороны взрослых.

 

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №11» г. Прокопьевска

Плотникова Татьяна Александровна.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Волшебные строчки" »

Волшебные строчки

Проблему развития творческих способностей учащихся, считаю, глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для этого нужны воля, умение преодолевать свою лень, трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в учении. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего развития личности школьника.

Китайская пословица гласит:

Скажите мне – и я забуду,

Покажите мне – и я запомню,

Вовлеките меня – и я научусь.

Вовлечение в творческую деятельность младших школьников осуществляю с первого класса, через занятия в кружке «Волшебные строчки». Здесь ребята занимаются сочинительством. Но, кроме создания стихов и прозы, использую и другие виды деятельности: редактирование и верстка сборника «Проба пера», разработка дизайна, его выпуск. Учу собирать и обрабатывать информацию, обращаться к справочной литературе, совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать грамотную и выразительную речь, оценивать результаты работы и определять личную ответственность за осуществление задуманного.

Детские сочинения – это путь от маленького писателя к большому читателю, средство развития мышления, воображения и речи. Ребенок, научившийся сочинять собственные тексты, лучше ориентируется в текстах чужих. Речь не передается по наследству, овладев ею, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Сочинительство позволяет отшлифовывать речь детей, она становится более выразительной, образной, складной, развивается поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас школьников. Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные игры воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно. Различные виды работы с рифмой способствуют словотворчеству детей.

Но стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать необходимо, иметь определенный опыт: впечатления от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать. Именно для решения этой проблемы в нашем классе одним из традиционных стал осенний праздник «Печеной картошки». Вместе с родителями мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Пока наши мамы и папы разводят костер, накрывают стол, мы с ребятами уходим на поиски удивительного и прекрасного. Слушаем, подмечаем, разглядываем. Учимся наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, подбирать выразительные слова и рифмовать. Прямо в лесу у детей рождаются первые волшебные сточки:


Осень наступила, падает листва,

Птицы улетают в теплые края.

Целый день сегодня дождик моросит,

Песню колыбельную по окну стучит.

Склянчук Анастасия


Лужи на дорогах расплескала,

Листья все с деревьев расшвыряла.

То нежданно посыпала снегом,

То подула холодным ветром.

Ветер злой завыл уныло,

Что за время наступило?

Самойленко Владислав


Осень наступила

Птицы улетели.

Птицы улетели

В дальние края.

Все цветы завяли,

Листья пожелтели,

Листья облетели,

Голая земля.

Ветер дует сильно,

Солнце не блестит,

Веточки нагнулись,

Дождик моросит.

Чусовлянова Светлана


Маленькие “вдохновенные рифмоплеты” получают огромное удовольствие от процесса творчества, от радости создания собственного, пусть пока небольшого, стихотворения, сказки или загадки.

Первые пробы пера в начальных классах и участие во всех литературных конкурсах для некоторых моих выпускников, определили увлечение на всю жизнь. Бухтияров Сергей теперь ученик 11 класса, ежегодный лауреат городского конкурса литературного творчества, победитель конкурса чтецов, стипендиат фонда «Юные таланты Прокопьевска» с 2007 года, стипендиат фонда «Юные дарования Кузбасса» с 2009года. В багаже Серёжи победы на городских, областных и всероссийских конкурсах литературного творчества. Очерк о Сергее опубликован в общероссийской Энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».

Традиционным стало и проведение литературных гостиных, где ребята более полно открывают свои творческие способности. Сколько положительных эмоций у ребят вызвала встреча в литературной гостиной с Бухтияровым Сергеем! С каким удовольствием третьеклассники читали со сцены первые стихи Серёжи «Первый снег», «Грустный день», «Шахтер», «Учитель»! Молодой поэт ответил на многочисленные вопросы ребят, поделился своими секретами успеха и планами на будущее: его мечта стать журналистом. Восторгу не было предела, когда ребята услышали новые стихотворения в исполнении автора.

Каждое полугодие завершается праздником – презентацией литературного сборника «Проба пера», который выходит в свет, на суд самого строгого жюри – наших родителей!

Успехами своих учеников третьеклассников я по праву горжусь! Ведь в нашей копилке победы в городском конкурсе чтецов, «Проба пера», «Пою моё Отечество»; в областном конкурсе сочинений «Милицейская служба такая…», во всероссийской дистанционной викторине «В мире сказок» (Фактор роста), в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», грамоты за активное участие в городских акциях «Рука к руке», «Подари другу радость», дипломы за участие в областном конкурсе «Свой голос» и международном литературном конкурсе «Гренадеры, вперед». Со своими сочинениями юные поэты выступают перед школьной аудиторией, на родительских собраниях и праздниках. Лучшие работы отправляем в городские газеты.

Деятельность обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, праздниках, важное событие для каждого ребенка. В результате создания социально – значимых продуктов (компьютерных презентаций, классных сборников творческих работ, журналов) развиваются интеллектуальные умения, творческие способности обучающихся.

Потенциальная гениальность живет в каждом, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это своевременная помощь со стороны взрослых.


Учитель начальных классов

МБОУ «Шrjkf№11» г. Прокопьевска

Плотникова Татьяна Александровна.















.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Волшебные строчки"

Автор: Плотникова Татьяна Александровна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Комбинированный   урок  русская  грамота  и  самопознание  1  класс. Тема: «Волшебное слово»  Валентина  Александровна  Осеева "
    ["seo_title"] => string(122) "kombinirovannyi-urok-russkaia-ghramota-i-samopoznaniie-1-klass-tiema-volshiebnoie-slovo-valientina-alieksandrovna-osieieva"
    ["file_id"] => string(6) "104910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402769080"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Тема занятия: "Как стать вежливым?""
    ["seo_title"] => string(33) "tema_zaniatiia_kak_stat_vezhlivym"
    ["file_id"] => string(6) "586458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1631214623"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-volshiebnaia-palochka-dirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "112526"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408715419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "Волшебные стёкла" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-volshiebnyie-stiokla-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "215758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432791666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Занятие по развитию зрительного восприятия на полисенсорной основе "Путешествие в сказочный лес" "
    ["seo_title"] => string(109) "zaniatiie-po-razvitiiu-zritiel-nogho-vospriiatiia-na-polisiensornoi-osnovie-putieshiestviie-v-skazochnyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "166482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422966169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства