В программе начальных классов очень много замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?
Я познакомила учеников с четырьмя «секретами» стихотворений.
- Авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они пишут звуками. И секрет этот называется «звукопись».
- В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихи звучат размеренно, ритмично.
- В стихах есть рифма, т. е. слова, похожие по звучанию.
- Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " Учимся сочинять стихи" »
Учимся сочинять стихи
В программе начальных классов очень много замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений? Я познакомила учеников с четырьмя «секретами» стихотворений. - Авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они пишут звуками. И секрет этот называется «звукопись». - В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихи звучат размеренно, ритмично. - В стихах есть рифма, т. е. слова, похожие по звучанию. - Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов. Для работы со стихотворениями собирала всевозможные упражнения, которые помогли бы детям научиться складывать рифмованные строчки. Сначала с детьми выясняли, что такое рифма, пользуясь толковым словарем. Рифма – это созвучие концов стихотворных форм. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы. Уже с первого класса давала детям тренировочные задания. Например: - Ассоциация по сходству. Задумать предмет и найти для него 3 – 5 сравнений. По этим сравнениям должны отгадать задуманный предмет. - Найди пару. Небо – земля, пол - ?. Стакан – подстаканник, свеча - ?. - Отгадка в рифму. Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине. И т. д. Большой интерес у детей вызывает работа со считалками, а еще когда они придумывают сами считалки, то здесь мы видим как раскрываются таланты и возможности у детей. Раз, два, три, четыре, пять,- Дружно будем отвечать! Раз, два, три, четыре, пять – А потом пойдем играть! (Денис Д.) Раз, два, три, четыре, пять – В прятки мы идем играть! Всех мне нужно сосчитать, А потом нарисовать! (Саша В.) Топ – топ – топ бежал малыш! Топ –топ –топ увидел мышь! Топ –топ –топ куда бежишь? Топ – топ –топ чего пищишь? (Яна А.) Преподавание стараюсь строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие для развития речи и получения знаний. Познакомились с буриме. Буриме с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравиться быть поэтами и сочинять небольшие стихи по концовке. Каждая творческая работа – результат самовыражения в слове, которая не может быть ровным и гладким. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли. Зима – сосна, от сна – весна Прошла холодная зима, Стоит пушистая сосна. Проснулись елочки от сна, Пришла веселая весна! Лето – не спета, пчела – нашла Еще не скор будет лето, И песнь весны еще не спета. А хлопотливая пчела, На вербе первый мед нашла. (Люся) Детям предлагаю начало поэтических строк. Учащиеся самостоятельно заканчивают начатое, работая в группах. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Вот пришла белоснежная метелица, По земле снежинки плавно стелются. Деревья кругом стоят ветвистые – Все они надели платья серебристые. Снежные машины по дороге мчатся, Ребята, пойдемте с горки кататься! Будем ездить наперегонки, И бросать друг в друга снежки! Очень важно, чтобы ребенок понял: его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии. Поэтому занятия стараюсь проводить содержательно наполненными, опираясь на мыслительную творческую деятельность учеников. И в заключение хочется отметить тот факт, что использование на уроках и занятиях приемов работы по овладению навыков сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.