Сценарий группового занятия для учащихся первых классов, с использованием сказкотерапии, в период адаптации к школьной жизни.
Тема занятия: Правила поведения в школе.
Цели занятия:
-формирование навыка правильного поведения в школе.
-сплочение детской группы.
-развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.
- помощь детям в адаптации к школе.
Необходимые материалы: герои волшебного леса (ёж, белочка, волчонок, медвежонок, заяц, лисенок.), «звуки леса», листы бумаги для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия:
I Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие с героями волшебного леса. Давайте отправимся к ним в гости в волшебный лес. Устроимся поудобней и в путь.
(дети занимают удобные места в кабинете: на ковре, в кресле, на диване. Звучит музыка «звуки леса»)
Ведущий: Вот мы и добрались. На волшебной полянке нас встречают друзья.
(показываются звери – игрушки или картинки.)
Нам нужно с ними поздороваться. (Дети по очереди приветствуют героев леса. Важно, чтобы использовались различные формы приветствия.)
Давайте покажем без слов, что мы рады видеть друг друга и готовы вместе отправиться в путешествие. (Улыбнулись!)
II Основная часть
Ведущий: Тему нашего волшебного занятия вы узнаете, когда составите слова из этих букв. (даются буквы из которых дети составляют слова «Правила поведения в школе»)
Молодцы! Вы уже ходите в 1 класс и вам нужно знать и соблюдать правила поведения. Мы с вами вспомним те, которые вы знаете, и познакомимся с новыми.
Герои волшебного леса приготовили для вас сказку. Устраивайтесь поудобнее и внимательно послушайте её, а потом расскажите, что в ней уже знакомо, а что было новое для вас. (Дети слушают сказку.)
Авторская сказка «Школьные правила» М.А.Панфилова
Наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?
- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- "Правило" - значит делать правильно! - подвел итог Медвежонок.
- Молодцы! - похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.
- И неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. - Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
- Как у вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.
- А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?
- Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
- Готово! - обрадовался Лисенок.
В школе "Здравствуй" говорят.
И с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы.
А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? - предложил Зайчонок.
До звонка ты приходи,
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд,
Ждут учителя, стоят!
- Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Когда хочешь отвечать,
Или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко! - воскликнул Волчонок,
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо:
играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж.
- Эти пять правил, мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!
( После прослушивания сказки выслушиваются ответы детей на поставленные вопросы.)
Ведущий: герои нашей сказки очень хорошо сочиняли рифмы про правила, давайте мы тоже попробуем сочинить рифмовки .
(Вместе с детьми сочиняются рифмовки. Приложение 1)
Здорово! Мы с вами стали настоящими поэтами. Но я хочу вам предложить стать ещё и художниками, и изобразить наши школьные правила на листе бумаги, чтобы их никогда не забывать.
(Дети рисуют, и делается выставка детских рисунков.)
III Подведение итогов
Ведущий: - что вам понравилось в нашем путешествии?
- как вы думаете, зачем мы повторяли и узнавали правила поведения в школе?
Давайте ещё раз с помощью рисунков назовем правила.
IV Домашнее задание
Ведущий: ребята попробуйте дома с родителями сочинить рифмовку про школьные правила и на следующем занятии расскажите её.
V Ритуал прощания
Ведущий: что ж время идет очень быстро и незаметно. Нам пора возвращаться в школу. Давайте прощаться с героями волшебного леса. (Дети прощаются с героями, используя разные формы.)
Мы отправляемся в обратный путь. (Включается музыка «звуки леса»)
Ведущий: Вот мы и в школе. Наше занятие закончилось. До новых встреч.
Приложение 1
Рифмовки про школьные правила:
- Прозвенел звонок с урока
Отдохнуть пора немного!
- На урок звонок звенит
И учитель там стоит
Слушаем внимательно
Учимся старательно!
-Утром в школу ты идешь
И портфель с собой несешь!
- В школу утром заходя
Всех приветствуешь любя!