Статья "Роль восприятия в духовном развитии детей младшего школьного возраста"
Статья "Роль восприятия в духовном развитии детей младшего школьного возраста"
В данной статье рассматривается роль восприятия в духовном развитии детей младшего школьного возраста. Отмечается важность создания ситуации успеха для 6-7- летнего ребенка, необходимость стремиться к эмоциональному воздействию на ребенка.
Отдельным аспектом воспитания младших школьников является формирование чувства собственного достоинства и личной чести.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль восприятия в духовном развитии детей младшего школьного возраста" »
Роль восприятия в духовном развитии детей младшего школьного возраста
Автор: С.О. Соболева
Восприятие - важнейший психический процесс, благодаря которому предметы и явления окружающего мира, отражаясь в нашем сознании, вызывают чувства и переживания.
В духовном развитии детей младшего школьного возраста восприятие играет особо важную роль.
Дети с первых шагов их сознательной жизни отличаются конкретностью, образностью и эмоциональностью мыслей, суждений, поведения. Ребенок 6-7 летнего возраста своими чувствами выражают отношение к достаточно широкому кругу свойств и качеств жизненных явлений. Его эмоциональное отношение к предметам, явлениям, к людям является как бы оценкой окружающего мира.
Учителя должны стремиться усилить эмоциональное воздействие отдельных элементов окружающего мира, особенно тех, в которых обобщаются важные общественные явления, человеческие взаимоотношения, деятельность. Одним из таких приемов является драматизация сказок, рассказов, басен. Этот прием оказывает особо сильное воздействие на детей 7-10-летнего возраста. Они осмысливают идею сказки или рассказа, и, что особенно важно, благодаря усилению воспринимаемых свойств окружающей действительности их мысли и эмоции проявляются активнее, дети стремятся оказать влияние на те события, о которых шла речь в сказке или рассказе.
Одним из важных аспектов воспитания младших школьников является формирование чувства собственного достоинства и личной чести. Уже начиная с 1- го класса, нужно настойчиво утверждать у детей мысль, что воспользоваться чужим трудом - списать задачу или другое задание - значит унизить свое достоинство. Опыт убеждает, что школьник, переживший в первые годы учебы чувство радости от достижения результатов самостоятельными усилиями, редко прибегает к использованию чужого труда.
На эмоции и волю ребенка действует не только то, что он видит, но и то, что он слышит. С помощью слова можно создать у детей такое же яркое представление, как и с помощью наглядных образов. Картина, созданная в детском представлении с помощью слова, имеет и преимущество перед наглядным образом - слово несет в себе яркую эмоциональную окраску по сравнению с окраской, которая может дойти до души ребенка в процессе созерцания наглядного образа.
В эффективности словесного воздействия на сознание и в яркости восприятия слова специфика возраста проявляется особенно выразительно. Преследуя одну и ту же воспитательную цель, об одном и том же событии воспитанникам младшего школьного возраста надо рассказывать, учитывая не только уровень умственного развития, но и восприимчивость к конкретным сторонам окружающего мира. Внушаемость, свойственная этому возрасту позволяет настолько приблизить словесные образы к реальной действительности, что дети во время слушания рассказа педагога сами чувствуют себя участниками событий, даже стремятся воздействовать на их исход.
В младшем школьном возрасте дети требуют такой же конкретной, наглядной, ощутимой для них деятельности, как конкретно и наглядно их мышление, как ярки и непосредственны их чувства. Искусство воспитания младших школьников в значительной мере зависит от того, насколько тесно сочетается в их деятельности глубина идеи с яркостью эмоционального отношения к действительности.