Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"
Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы в обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. В данной статье представлен как теоретический материал, так и практический.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей младших школьников" »
Развитие творческих способностей
младших школьников.
Чернышёва О.В., учитель начальных классов
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы в обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П.Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
восприятие проблемы;
поиск решения;
возникновение и формулировку гипотез;
проверку гипотез;
их модификацию;
нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не- критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
Гибкость мышления.
Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.
Творческое воображение.
Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
В учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации.
Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности. В частности, для решения развивающих целей обучения нужно организовать планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с этими требованиями, занятия включают в себя четыре последовательных этапа.
1 этап.Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
2 этап.Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально – разработанных репродуктивных и логически – поисковых задач, ввода рациональных приёмов ( в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
3 этап.Решение частично – поисковых задач разного уровня.
4 этап.Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый - это собственно – творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера.
Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
В методической копилке любого учителя заданий на развитие творческих способностей учащихся великое множество. Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения из своего опыта.
Задания для 1 этапа.
Как можно быстрее ответьте на вопросы.
Сколько
-дней в неделе без выходных,
-задних и передних лап у утки,
-месяцев в году, кроме весенних,
-гномов у Белоснежки,
-букв в названии птицы белобоки,
-глаз и бровей у человека,
-углов у стола,
-углов у стола, если один отпилить,
-букв в названии нашей страны?
Ответьте на вопросы.
Часы показывают без пятнадцати двенадцать. Меняем часовую и минутную стрелки местами - который час?
Какое число было 8 дней назад?
Роман Ю. Семёнова «… мгновений весны».
Назовите третью цифру года второй мировой войны.
За сколькими зайцами не стоит гнаться?
Какие римские цифры состоят из двух палочек?
Как это называется?
Приспособление для увеличения скорости плавания.
Школьный стол.
Ячейки для хранения мёда у пчёл.
Устройство для прыжков с самолёта.
Секретное условное слово.
Антоним слова «победа».
Состояние, в которое нельзя вернуться, но впасть можно.
Обладатель языка без костей.
Площадка для игры в теннис.
Вязкий осадок на дне водоёма.
Ответьте на вопросы: кто это? что это?
Греческий Бог, повелитель морей.
Непременная спутница иголки.
Длина без ширины.
Юность дня.
Сельскохозяйственная культура, которая охраняет человеку лёгкие.
Обувь, которую воспевала Лидия Русланова.
Пространство над Землёй, в котором много звёзд.
Место, где Чуковский не рекомендует гулять.
Цветок, на который гадают.
Места захоронения египетских фараонов.
Ответьте на вопросы.
Родина канарейки.
Слово из пяти «О».
Как в древности называлась Греция?
Что кричал попугай капитана Флинта?
Если на улице 50 домов, то сколько раз повторяется цифра 4?
Какие часы только 2 раза в сутки показывают правильное время?
Упаковка для писем.
Любимые овощи зайца.
Штаб главнокомандующего.
Место, где сходятся меридианы.
Человек, открывший Америку.
Задания для 2 этапа.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, AJIОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, AJIКУК, ТЕЛОМАС,
АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЫIИБОМОТВА
Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие
строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛAJIЛА ЕССА
НЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КAJIЛИХАРРА
ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
З. РЕТАТЕРТА ГPYМMOПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4.0СТИМЕРА ОСТИМАРЕ
3. Корректурная проба.
Ребенку можно предложить выполнить следующую работу:
В таблице предложенных буквах необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К,З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧJIЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧР
ШЗНОРШИХТТAJIБИФОМУБКГЕЧЮ
АЯЕПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
(газета, дом).
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
(очки, nакет).
АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
(береза, книга).
ВОНГ АРСИЫПЧЬЛЩДА ТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ
(кошка, весна).
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
(nенал, лес).
Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМвАйСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
6 Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:
9 Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ниже при мерах:
3+ 12= 15 3 + 3 =10 16 - 9 = 7 12 - 6 = 6
15 - 2 = 13 5 + 5 = 10 5 + 17 = 22 15-8=17
16 + 8 = 23 16 + 9 = 28 15 + 9 =25 19 + 5 =24
14 - 9 = 5 7 + 18 = 25 16 + 4 = 22 13 - 4 = 9
13-2=11 15-4=11 12-4= 16 12 - 9 = 3
2+11=13 4 + 18 = 22 6 + 15 = 22 18 - 8 = 10
16-5=11 12-7=5 19-7=13 17+7=23
19-6=13 5+13=18 14 - 8 = 6 1 6 + 6 = 2
13 - 5 = 8 18-4= 12 14+9=23 16-2= 14
10 Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Внеклассное занятие
«Как развивать внимание»
Цель: изучение комплекса упражнений по развитию внимания.
Задачи:
познакомить уч-ся с понятием «внимание»;
формировать мотивационную сферу развития внимания;
воспитывать желание заниматься саморазвитием;
формировать коммуникативные навыки.
Форма: занятие - тренинг.
1. Включение в работу. Создание положительного фона.
- Ребята, вы любите сказки?
- Нам пришло приглашение от сказочного героя Здоровейки побывать в сказочной стране, где он будет нас ждать. А что он предложит, мы узнаем, когда окажемся в сказке.
- Для того, чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть поудобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
- Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочной стране на волшебной цветочной поляне. Посмотрите на доску. Цветы это не простые. Сорвав цветок, вы получите крупицу знаний, а о чём, вы догадаетесь, если разберём такую ситуацию.
2. Постановка проблемы и определение темы занятия.
- В одной из сказок жили 2 героя, которых вы прекрасно знаете...
(Буратино и Мальвина) Пошли учиться они в школу. Мальвина спокойно сидела за партой, сосредоточенно слушала каждое слово учителя и легко справлялась с заданием. Буратино постоянно отвлекался, всем на уроке мешал, не мог сосредоточиться и совершенно не соображал, что от него требует учитель, хотя мальчик он был очень даже не глупый.
- Как вы думаете, что было развито у Мальвины в большей степени, чем у Буратино? (Внимание)
- А что такое внимание? (Умение сосредоточиться на чём-либо)
- Вы хотите учиться как Мальвина или как Буратино?
- Значит, мы будем работать сегодня над развитием чего?
(Открываю тему занятия)
- Подумайте, а зачем ещё нам надо работать над вниманием? (Чтобы хорошо учиться, экономить время на уроке, не мешать учиться своим одноклассникам, слышать то, о чём говорят на уроке, быть умным, быть уверенным в себе, меньше утомляться, освободить время для интересных занятий, быть здоровее.)
- Как вы думаете, а работать над собой легко или трудно?
- Вы не боитесь трудностей?
- Тогда в путь!
3. Выполнение практических упражнений.
- Сорвём цветочек и прочитаем задание.
1 упр. Игра «4 стихии»
Оказывается, что тренировкой внимания может быть интересная игра.
Воздух - руки вверх.
Огонь - согнутые руки вращаем.
Вода - плывём.
Земля – приседаем.
2 упр. Работа с набором картинок. «Что изменилось?»
Дети смотрят на доску и запоминают предметы. После команды учителя кладут головы на парту и закрывают глаза. Учитель одни предметы убирает, другие добавляет, третьи меняет местами. После команды учителя ученики смотрят на доску и отмечают, что изменилось.
3 упр. «Что ты обо мне знаешь». Работа в парах.
- Повернитесь друг к другу лицом и внимательно друг на друга посмотрите 1минуту. Отвернитесь друг от друга.
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают.
Например: Саша, какого цвета банты у твоей соседки Алёны? Наташа, есть ли у Димы на рубашке карманы? Сколько их? И т.д.
4 упр. «Найдите 10 слов. Найдите 10 названий животных». Работа в парах по вариантам.
2 вариант
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
1 вариант
К
Ш
Л
И
С
А
В
Ч
О
Р
В
А
Р
Я
С
О
Н
Б
У
Ь
К
П
К
А
Н
У
Ж
З
В
Ю
П
Д
Г
Ё
Г
Р
Х
Н
О
Ч
Ы
Б
Р
У
Ф
Т
О
Л
Е
В
К
Ф
Ь
И
К
Р
С
Л
О
Н
Ш
З
Ю
К
Щ
Ъ
Н
Г
Р
У
С
Ц
А
Д
К
Ж
М
У
П
Б
А
Р
С
У
К
З
В
Р
Е
Д
Н
С
Ь
Ж
Т
К
А
Р
Ю
Б
Т
Ф
М
Т
В
Ф
Ж
О
В
А
П
Ь
Б
У
З
Т
М
Ы
Ш
Ь
Н
Б
Ы
К
С
Д
К
Т
Ю
Р
М
А
У
Д
Ы
Х
Ч
О
Н
Т
К
И
Т
З
А
Н
П
Р
У
С
Щ
Ы
Л
К
Ф
Ю
Я
Ъ
М
В
Р
У
О
З
К
Ф
У
Т
К
А
Р
П
О
С
Т
И
Г
Р
Н
Я
- Помогите друг другу. Проверка.
4. Коллективная работа.
- А теперь, дети, я предлагаю вам поработать в группах.
1 группа.
- Подумайте и назовите причины, которые мешают на уроке сохранять внимание. (Шум, движения перед лицом, усталость, непонимание того, что мы учимся для себя, резкие звуки, отвлекающие разговоры).
2 группа.
- Выберите из предложенных иллюстраций те профессии, где развитое внимание в работе играет большую роль.
3 группа.
-Сформулируйте правила поведения на уроке «Как я должен организовать учебный труд, чтобы ничто не отвлекало внимание».
(Не клади на парту лишние предметы. Не шуми. Не отвлекай разговорами соседа. Старайся не делать руками ненужных движений.)
Проверка. Защита наработок в группах.
5. Продолжение выполнения практических упражнений.
5 упр. «Капитаны, делай так».
Упражнение проводят дети. Ведущий показывает упражнение, дети повторяют его лишь в том случае, если ведущий перед показом употребил слово «капитаны».
6 упр. «Ладошки».
Дети в парах повторяют упражнение с ладошками, показанное учителем.
7) Образуйте как можно больше слов из таких слов: карантин, парикмахерская, прислониться, опор, лепесток, каторга, комар, сверло, десна, человек, полька, примус, университет.
8) а) о, к, т; б) у, р, д, а; в) а, а, к, н; г) о, о, е, л, с, к. К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе именительном падеже)
9) Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации