Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Развитие творческих способностей младших школьников"»
Развитие творческихспособностей младших школьников
Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему.Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы - как истории планет.У каждой все особое, свое,И нет планет, похожих на нее.
Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Способы стимулирования творческих способностей
Благоприятная атмосфера в классе.
Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка.
Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Диапазон творческих задач на уроках необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Основная задача учителя младших классовсостоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания .
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:1) высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;2) создание соответствующего психологического климата.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества»В.Сухомлинский
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель. Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества.
При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети.
Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова.
Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведьжизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.
В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.
Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:
Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.
Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям :
Первое направлениепредполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения.
Второе направлениецеликом посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.
Работа над ролью строится следующим образом:
Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
Распределение ролей.
Составление словесного портрета героя;
Анализ поступков героя;
Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
Подготовка театрального костюма .
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.
Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Победители районного конкурса «Помните, через года, через века!»