Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников»
Развитие творческих способностей младших школьников
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. Однако в процессе творческой деятельности изменяется и сам человек — изменяются формы и способы его мышления, его личностные качества, а человек становится творческой личностью.
Творчество в широком смысле — это деятельность направленная на получение чего — то нового и с этой точки зрения говорить о творчестве младших школьников нецелесообразно, однако сам процесс создания чего то нового проявляет индивидуальность «творца» и способствует развитию творческих способностей младших школьников. Дети делают множество открытий и создают интересные и оригинальные творческие продукты в виде поделок, рисунков, конструкций, стихотворений т. д.
Новизна открытий — первая важная особенность творчества младших школьников.
При этом сам процесс создания чего то нового для школьника имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность творчества младших школьников.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск путей решения, и т .д) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Дети же в отличие от взрослого с легкостью и прежде всего практически начинают деятельность порой бессмысленную, которая постепенно увлекает поиском решения и часто приводит к положительным результатам.
И это третья особенность творчества младших школьников.
Указанные выше особенности творчества младших школьников демонстрируют определенную степень несовершенства их психических процессов. Поэтому педагогическую практику необходимо строить с учетом именно этих особенностей.
Существенным является и понимание того что развитие творчества у младших школьников связано с целенаправленгым обучением, в котором особая роль отводится — воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Таким образом для развития творческих способностей младших школьников необходимы условия которые прежде всего способствуют развитию его воображения, образного мышления и самостоятельности. Для практической реализации этих вопросов — идеально подходит творческое конструирование или детское экспериментирование (это задания и задачи на развитие воображения). Одной из форм организации творческого конструирования является конструрирование из бумаги- которое относится к художественной деятельности. В основном младшие школьники создают художественно-эстетические поделки: всевозможные фигурки животных и птиц, поделки для украшения интерьера, всевозможные цветы и т. д. Существуют различные техники работы с бумагой (оригами, киригами, бумажная скульптура, и т.д) которые могут применяться для развития творческих способностей младших школьников.
Японская техника многократного сгибания бумаги в разных направлениях - Оригами - «ори» сгибать, «гами» бумага.
Близка к этой технике другая японская техника Киригами (складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях).
Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги- заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм.
Еще одна техника — айрисфолдинг - радужное склеивание.
Несмотря на всю привлекательность конструирование из бумаги с использованием различных техник является одним из самых сложных видов деятельности, так как предполагает наличие у младших школьников хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать методом проб и ошибок, так как исправить неправильно согнутые или разрезанные заготовки нельзя. Поэтому традиционная методика обучения построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной поделки.
Вывод: главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:
использование разных техник начиная с более простых ее видов;
формирование у младших школьников обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой;
(для чего необходимо помочь учащимся выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки).