kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЯЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящий момент в обществе просиходят глобальные изменения. Данная статья носит актуальный характер в современном мире. Она посвящена развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Она посвящена развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЯЕЛЬНОСТИ »

4



Л.В.Талыблы

ГБУО СПО ПК №15 г.Москва
Научный руководитель: к.п.н. Драгович И.Л.


Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста



В отечественной психологии значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин. Л.С. Выготский утверждает, что «все, что сделано рукой человека, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». Воображение – присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта.

В зарубежной психологии творческие способности рассматриваются преимущественно как индивидуально - врождённые характеристики человека, которые определяют качество его жизнедеятельности или особенности приспособления индивида к среде (психоаналитическое направление), как способность находить отдалённые ассоциации между идеями (ассоциативное направление), как способность, которая развивается под влиянием средовых факторов: образцов творческого поведения, творческой среды, социальных поощрений творческих проявлений (необихевиоризм), синтез целостной картины определённой части мира (гештальтпсихология), процесс творческого мышления (когнитивная психология), возможность творческой самореализации личности (гуманистическая психология).

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности:

Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, мотивационный и эмоциональный' компоненты, формирующеесяша на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер.

Творческие способности отличаются динамичностью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком творческими знаниями, умениями и навыками.

Показателями развития творческих способностей младших школьников являются оригинальность, беглость, абстрактность творческого мышления, невербальное воображение, наглядно-образное мышление, определяющие уровень развития- когнитивного компонента творческих способностей.

Эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю, определяющие уровень развития эмоционального компонента творческих способностей; творческая мотивация, определяющая уровень развития мотивационного компонента творческих способностей.

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми вне учебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.

Для выявления оптимальных путей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе ГОУ СОШ № 508 ЮАО. Всего в эксперименте приняло участие 49 школьников в возрасте 8-9 лет.

В качестве критериев оценки уровня развития творческих способностей младших школьников выступали: принятие задачи (понимание инструкции), способность использовать образы восприятий, памяти; владение способами творческой деятельности (приёмами воображения); продуктивность и вариативность созданных образов; оригинальность образов (элементы творчества); эмоциональная насыщенность.

Результаты тестирования проведенного на констатирующем этапе опытно - экспериментальной работы показали преобладание среднего (53%) и низкого (36%) уровней развития творческих способностей младших школьников.

С целью развития творческих способностей младших школьников нами была разработана и апробирована программа формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Разработанная нами программа включала три блока занятий, каждый из которых имел свою развивающую направленность.

Главной целью первого блока занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения, которые в свою очередь подразумевали знакомство детей с механизмами и приёмами воображения (комбинирование, схематизация, акцентирование, типизация), развитие умений использовать эти механизмы на практике. Второй блок занятий был направлен на развитие умений анализировать объекты и ситуации, выявлять причинно-следственные связи, на формирование самостоятельности в использовании приёмов воображения. Целью третьего блока занятий являлось формирование самостоятельного словесного и изобразительного творчества учащихся.

Все занятия, проводимые на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объёма работы, повышение уровня самостоятельности учащихся, интеграцию знаний и способов деятельности, формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способ находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувственность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в развитии творческих способностей учащихся. Установлено, что в экспериментальных группах, в отличие от контрольных, повысилось число учащихся с высоким (на 13%) и средним (на 19%) уровнем развития творческих способностей.

Данные полученные в результате сравнения показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольных и экспериментальных группах позволяют сделать заключение об эффективности разработанной нами программы. Следовательно, опытным путем подтверждено предположение, согласно которому систематичность, последовательность, постепенное усложнение заданий способствуют развитию творческих способностей младших школьников.


Литература:

1. Боровик О.В.Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 112с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк. - М.: Просвещение, 2011г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие по курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276с.

4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12.

5. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С.14.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЯЕЛЬНОСТИ

Автор: Талыблы Лейла Васил кызы

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства