kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие читательских интересов у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовательном пространстве важной научно-

педагогической проблемой является формирование читательских интересов у

обучающихся. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно

возрастающей ролью начитанности, приемами овладения информацией и

способами ее переработки, которые служат универсальным средством

общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления

личности, важным условием социальной активности каждого человека.

В настоящее время остро стоит проблема массового детского чтения.

Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное,

общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств

личности. 

Трудно поспорить с тем, что чтение повышает интеллект, помогает в учёбе.

Книги формируют самообразовательные навыки.

Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей

литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького

школьника талантливого читателя. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие читательских интересов у младших школьников" »


Развитие читательских интересов у младших школьников. Рекомендации родителям.


В современном образовательном пространстве важной научно-

педагогической проблемой является формирование читательских интересов у

обучающихся. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно

возрастающей ролью начитанности, приемами овладения информацией и

способами ее переработки, которые служат универсальным средством

общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления

личности, важным условием социальной активности каждого человека.

В настоящее время остро стоит проблема массового детского чтения.

Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное,

общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств

личности. Поэтому целенаправленная организация детского чтения

выдвигается в ряд первоочередных задач.

Чтение – своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий

усердия, работы ума и сердца. Чтение побуждает к нравственным поступкам.

Книга будит эмоции.


Трудно поспорить с тем, что чтение повышает интеллект, помогает в учёбе.

Книги формируют самообразовательные навыки.

Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей

литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького

школьника талантливого читателя. Положительное отношение

к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя

участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный

смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства

для реализации его собственного творческого потенциала.

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к

национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда

раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в

сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у

школьников к этому виду деятельности. Над этой проблемой работали и

работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них

следует отметить Наталию Николаевну Светловскую, Михаила Ростиславовича Львова, Людмилу Федоровну Климанову, Всеволода Гавриловича Горецкого и других.

Исследования констатируют, что природный познавательный интерес

ребёнка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно

угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. В своей педагогической деятельности я, опираясь на советы известных

психологов и методистов, пытаюсь найти наиболее эффективные формы

работы, положительно влияющие на становление и дальнейшее развитие

читательского интереса у младших школьников.


На познавательный интерес к чтению влияет отбор материала, организация

учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное

сочетание различных методов и приёмов. Учитывая важное значение

содержания книг, стараюсь, чтобы дети увидели в них собеседников,

нужных и мудрых друзей, научились различать их, «разговаривать» с ними,

овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-

собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.

Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора

средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.

Работу по развитию интереса к чтению младших школьников можно

представить в виде схемы:


1. урок литературного чтения;

2. внеклассные мероприятия;

3. совместная работа с библиотекой;

4. работу с родителями;

5. внеурочная деятельность.

ФГОС второго поколения нацеливает учителя на личностное развитие

школьника, поэтому разнообразие форм, методов, которые я использую на

уроках литературного чтения позволяет мне, как учителю, создать базу для

формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств

личности, увлечённого читателя. Используя дифференцированный подход,

учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, я даю такие

задания: составь по произведению вопросы для викторины, подготовь

кроссворд, нарисуй иллюстрации, много заданий даю на фантазирование:

расскажи, каким ты представляешь героя, представь, каким был дом, в котором жил герой. Хорошее воображение – необходимое условие

успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование –

вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Из программы по литературному чтению ушли часы, отводимые на внеклассное чтение. Этот пробел мне помогает восполнить курс внеурочной деятельности «Юный книголюб».

Работая с ребятами, стремлюсь к тому, чтобы присутствовала новизна,

ситуация успеха, связь с жизненными ситуациями. Уроки чтения и занятия внеурочной деятельности часто провожу в нетрадиционной форме: урок-концерт, урок – путешествие, урок-сказка, урок-игра.

Знакомясь с содержанием произведения, мы ведём диалог с книгой,

текстом. Даётся задание: прочитай текст. Какие вопросы возникают при

чтении текста? На какие вопросы можно найти ответы в тексте, а на какие

нет? В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный

потому, что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай и найди самый

главный вопрос. Такой вид работы позволяет детям почувствовать себя

открывателями, понять, что книга может ответить на самые разные вопросы.

Много читаем вслух. На уроках занимаюсь инсценированием сказок, басен.

Дети с большим желанием занимаются этим видом деятельности,

отрабатываются навыки выразительного чтения. Книга интересна тем, что и

как в ней написано. Ребёнку должен быть понятен текст. А для этого

организую разъяснительную словарную работу, показываю интонацию, с которой читаются слова, прослушивается исполнение произведений

артистами – мастерами художественного слова. Отработка выразительного чтения - важная работа в формировании читательского интереса. Дети чаще обращаются к литературному произведению, внимательнее его читают.

Современный урок нельзя представить без использования ИКТ. К урокам готовлю презентации, использование которых позволяет

активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на

высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя

разноуровневые задания в работе с текстом, развивает воображение и

фантазию, привлекает внимание к изучаемому произведению.


Наши дети младшего возраста. Игра для них - естественная потребность. Играя, они взрослеют, набираются жизненного опыта. Я часто обращаюсь к игре как методу воспитания читателя, интереса к книге.

Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.


Развитие читательского интереса невозможно без совместной работы с библиотекой. Третий год мои ученики посещают программные курсы, предложенные ЦГДБ. Обучающиеся узнают много нового и интересного посредством книг, участвуют в разных литературных конкурсах. На слайде можно увидеть названия курсов и библиотечных уроков, тему родительского собрания, которые я могу порекомендовать.


Усилия учителя в воспитании читательского интереса могут быть

безрезультатны, если нет связи с родителями. Говорят, если в семье читают

родители, если в ней высок авторитет книги, то и дети будут увлечёнными

читателями. Я советую родителям быть терпеливыми в воспитании интереса

к чтению, не заставлять читать. Чтение из наслаждения может превратиться

в жуткое наказание. На одном из родительских собраний, освещая тему «Чтение – это важно», организацией читательской деятельности в семье поделилась Кисловская Н.Б.. Родительский опыт наглядно показал, на что стоит обращать внимание. Это подбор интересной тематики книг, чтение детской литературы родителями, совместное обсуждение прочитанного с детьми, чтение книг ребенку и наоборот. Данный родительский опыт может быть представлен в других классах нашей начальной школы.

В помощь родителям может быть предложена памятка.

Приводя слова Н.В.Гоголя « Читайте всякий день по одной главе, не больше… По прочтении предайтесь размышлению опрочитанном. Переворошите на все стороны прочитанное…», - убеждаю родителей в том, что чтение должно стать систематическим действием, а не от случая к случаю. В доме должна быть библиотека, которая бы пополнялась новыми книгами, но не для того, чтобы их ставить на полку, а читать, давать друзьям.


Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к

чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то

родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.




































Памятка для родителей



1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Развитие читательских интересов у младших школьников"

Автор: Сонкина Наталья Сергеевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Технология смыслового чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_smyslovogo_chteniia_kak_sredstvo_razvitiia_chitatelskogo_interesa_u"
    ["file_id"] => string(6) "548938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1588842104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие читательского интереса младших школьников"
    ["seo_title"] => string(53) "razvitiiechitatielskoghointieriesamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "268502"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450632829"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья применение авторской сказки на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(68) "statia_primenenie_avtorskoi_skazki_na_urokakh_literaturnogo_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "491102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544985683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства