kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья применение авторской сказки на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья направлена на применение авторской сказки на уроках литературного чтения во 2 классе как средство развитие читательского интереса младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья применение авторской сказки на уроках литературного чтения»

Применение авторской сказки на уроках литературного чтения во 2 классе как средство развитие читательского интереса младших школьников

Шерф Ольга Денисовна

Россия, г.Нижний Тагил, ГПБОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

[email protected]



Ключевые слова: авторская сказка, читательский интерес, младшие школьники.

В данной статье буду рассмотрены некоторые приёмы развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста, актуальность проблемы чтения.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека. [5]
Актуальной проблемой читательского интереса является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. Снижается уровень их грамотности.[3]
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии любого человека.
«Кризис чтения» – это проблема очень актуальна на сегодняшний день. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного начального образования. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Школа, а не сам ребенок он определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он принимает как продолжение урока, за рамками класса. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. [5]
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. [4]
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы. [3]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. [6]
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. [1]
При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Развитие интереса к чтению младших школьников:
─ урок литературного чтения;
─ внеклассные занятия;
─ совместная работа с библиотекой;
─ работу с родителями.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и так далее. [2]

Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение».
Е. В. Швакина отмечает, что наличие читательских интересов - это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность. [3]
Читательские интересы - это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает, - считает Е.И. Бушнина. Ведь читательские интересы - это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта [2, с.33].
Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного (без усилия воли) внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания. Исследователи различают ситуативную и личностную основу читательского интереса. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов — яркая обложка книги, просмотренный фильм-экранизация, рецензия в газете и тому подобное. Он весьма подвижен и, если не связан с доминирующими свойствами личности, легко исчезает с изменением ситуации. Личностный интерес весьма устойчив. Он опирается (и одновременно питает) на доминирующие духовные интересы личности. [1]

Проблема интереса была впервые затронута в работах Я. А. Коменского в XVII веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность». И были выявлены следующие причины снижения читательского интереса:
─ усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
─ резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
─ изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
─ отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение. [5]

  • Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведению печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны. [1]
    Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе, возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
    Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит.
    Читательский интерес формируется, если проводить целенаправленные и систематичные работы по развитию читательских интересов.
    В процессе анализа научно-методической литературы выяснилолсь, что суть развития читательских интересов в начальной школе - направленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать, полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе. [3]






Список литературы:

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18 5.
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге.// «Начальная школа плюс до и после». - 2008 - № 12 , 88-92 с.
3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
4. Козырева. Л.М. Говорю красиво и правильно М., Издательство «У - Фактория». 2007. – 224 с.
5. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 С. 40

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья применение авторской сказки на уроках литературного чтения

Автор: Шерф Ольга Денисовна

Дата: 16.12.2018

Номер свидетельства: 491102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа факультатива по математике на тему "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(76) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-na-tiemu-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "192588"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427474179"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья "Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании на уроках ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-sozdaniie-uslovii-dlia-povyshieniia-tvorchieskogho-i-intielliektual-nogho-potientsiala-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-na-urokakh-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "233834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443248020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства