Развитие читательского интереса младших школьников
Развитие читательского интереса младших школьников
В статье рассматривается самая актуальная проблема на сегодняшний день «Кризис чтения», рассказывается о способах и методах работы по развитию у ребёнка навыка чтения и привитии ребёнку интереса, любви к чтению. Развивая у ребёнка интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Чтение – вот лучшее учение». Трудно не согласиться с этим мудрым высказыванием А.С. Пушкина. Ведь чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка дар слова, помогает познать мир и самого себя. Но сейчас, в век телевидения, компьютеров, сотовых телефонов, дети, к сожалению, стали читать меньше. Сокращение числа уроков литературы в базисном плане также способствовало возникновению «кризиса чтения». Как же разрешить эту актуальную на сегодняшний день проблему? Как привить ребёнку интерес к чтению?
На уроках и во внеурочной деятельности необходимо привить любовь к чтению, Конечно, это непростая задача, но справиться с ней можно, если заинтересовать ребёнка. Интерес к чтению во многом обусловлен характером деятельности обучающихся. Использование различных способов организации деятельности обучающихся, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности обучающихся, по характеру учебных действий. Создание атмосферы доброжелательности, формирование работать в коллективе позволяет большенству обучающихся добиться успехов в учёбе, почувствовать уверенность в своих силах. Поисковая деятельность рождает стремление узнать, а чтобы узнать о чём-то, надо прочитать.
Я достигаю желаемого результата, используя на уроках и вовнеурочной
деятельности различные формы работы: урок-викторина, урок-КВН, урок-путешествие, тестовые задания, кроссворды, игровые моменты.
Например, я предлагаю детям в течение месяца самостоятельно прочитать большое произведение. Это может быть сказка или рассказ о животных. По окончании времени, отведённого на эту работу, на уроке чтения раздаю им кроссворды или тесты. Ребята в течение 5-7 минут отвечают на вопросы, заполняя поле кроссворда. За работу с кроссвордом или тестом я выставляю детям оценки, что также способствует их заинтересованности в знании текста.
Надо сказать, что результаты этой работы не могут не радовать. У детей появился интерес к большим произведениям, ребята стали более внимательно прочитывать их, получать наслаждение от общения с книгой.
Чтобы не снижать интерес обучающихся к чтению, содействовать развитию познавательных способностей, использую дифференцированный подход при подборе заданий. Это позволяет помочь слабому ученику не только успешно овладеть навыками чтения, но и укрепить интерес к чтению. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимет на более высокую ступень развития.
Домашние задания иногда распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно – каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме …, найти в словарях, сочинить сказку, придумать продолжение сказки, написать письмо литературному герою, написать отзыв о прочитанной книге).
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, что способствует повышению интереса к чтению и к учебной деятельности в целом, формирует положительные мотивы учения.
Большое значение в развитии читательского интереса имеют литературные игры и праздники: « Угадай-ка ( по русским народным сказкам), «Сильное звено», « Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина», «Праздник загадок»,праздник «В стране литературных героев».
Помогает в развитии интереса к чтению и библиотечный час «В гостях у Почемучки». Ребята с удовольствием встречаются с библиотекарём, зная, что их ожидает ещё одно увлекательное путешествие в мир книги.
Час тихого чтения развивает не только навык чтения, но и стремление узнать новое, поделиться прочитанным с одноклассниками. Дети и учитель приносят внепрограммные книги, которые они в данный момент читают. Каждый читает принесённую им книгу. По окончании обнародуется список читаемых книг «Что сегодня мы читали?» и происходит обмен информацией о прочитанных книгах Дети и учитель приносят внепрограммные книги, которые они в данный момент читают. Каждый читает принесённую им книгу. По окончании обнародуется список читаемых книг «Что сегодня мы читали?»
Реклама книг – рассказ о читаемом в данный момент произведении.
Ещё один приём, который вызывает неподдельный интерес у ребят – конкурсы чтецов, театральный и, конечно же, инсценировки, театральные постановки литературных произведений также вызывают у обучающихся взять в руки книгу.
Безусловно, эти виды работы требуют большой методической подготовки. Но в моей методической копилке есть несложный, но очень действенный приём, который могут использовать как учителя, так и родители. Чья помощь в развитии читательского интереса у младших школьников неоценима.
Это беседа – «приманка». Вначале называется и показывается книга. Затем рассказывается несколько эпизодов. Далее чтение прерывается на самом интересном месте.
Желание узнать о дальнейших событиях увлекает детей, и непременно найдут и прочтут эту книгу.
Всё это способствует развитию читательского интереса, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности, творческой активности учащихся.
При развитии читательского интереса у младших школьников важна работа и с родителями. Они первые помощники. А какие они помощники и как должны помогать? Об этом мы беседуем на консультациях, собраниях, где я подчёркиваю важность владения чтением: «Приобщение ребёнка к домашнему чтению», «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к чтению», «Роль чтения в жизни ребёнка», «Детское чтение – это так серьёзно? Да!»
Провожу литературные праздники, конференции: «Как хорошо уметь читать!», «Всей семьёй в библиотеку». Когда читает вся семья, малыш тоже тянется к книжкам. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют также и родители, и условия которые они создают.
Все эти методы и способы работы по развитию читательского интереса на уроках и во внеурочной деятельности дают положительные результаты.
Мои ученики являются активными читателями, с удовольствием посещают библиотеку, участвуют в литературных викторинах, конкурсах, конференциях и занимают призовые места.
Развивая у ребёнка интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
Абушаева Кадрия Хайдаровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Хворостянка