Материал данной статьи может помочь учителю, воспитателю правильно спланировать учебную нагрузку детей.В настоящее время остро встал вопрос о сохранении здоровья. Я работаю по данной проблеме 13 лет готова поделиться одно из центральных мест. Один из аспектов этой проблемы - обучение детей с ослабленным зрением в условиях общеобразовательной школы. Ещё недавно, страдающим близорукостью, рекомендовалось ограничение физической активности. В последнее время существенно пополнилось и углубилось представление о механизме происхождения близорукости. Это позволяет по-новому оценить и значение физической культуры в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессировании. В программе по физической культуре в начальных классах имеются упражнения для формирования правильной осанки, их разучивание и выполнение является для учителя обязательным; однако специальные упражнения для глаз отсутствуют. Обсудив всё это с учителями физической культуры, я решила, что введение таких упражнений не создаст дополнительных трудностей. Эти уроки веду я сама, а значит, мне легче ввести данные упражнения, нужно только уяснить принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение в школе доступно каждому!" »
«ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ ДОСТУПНО КАЖДОМУ»
В настоящее время для всего мирахарактерным является увеличение количества детей с ОВЗ. Глобальная беда современной системы образования видится всем примерно одинаково. Но вот, как её решить, не знает никто – слишком неподъёмной кажется эта ноша. Главной задачей в образовании является сохранение и укрепление здоровья младшего школьника. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования решение проблем здоровья школьника в образовательном учреждении должно начинаться с мониторинга здоровья, где необходимо учитывать динамику показателей физического развития, заболеваемости учащихся. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Один из аспектов этой проблемы - обучение детей с ослабленным зрением в условиях общеобразовательной школы. С этой проблемой столкнулась наша школа и выбрала приоритетным направлением формирование здорового образа жизни как одну из общечеловеческих ценностей. Человечество видит хуже потому, что всё меньше смотрит «вдаль», а всё больше напрягается, глядя в телевизор и монитор компьютера. И вот результат: из трёх расхожих дефектов зрения – близорукость, астигматизм, дальнозоркость. А близорукость (миопия) вышла на первое место. В связи с этой проблемой детские сады и школы начали открытие классов, групп по «охране и коррекции зрения» у детей (СКК IV вида). Здесь обучаются дети с функциональными нарушениями зрения: амблиопией, косоглазием, угрозой миопии (близорукости) и угрозой гиперметропии (дальнозоркости). На сегодняшний день мы имеем девять классов, в которых обучаются дети с проблемами зрения. Наполняемость класса не более 12 человек. Конечно, к таким детям нужен специальный подход, режим, учёт индивидуальных способностей и возможностей, к тому же многие имеют инвалидность по одному из глазных заболеваний.
В первую очередь я и мои коллеги собрали информацию о наличии в нашем микрорайоне детей с данными проблемами. Затем мы провели анкетирование при помощи которого выяснили, что есть потребность в открытии специальных классов «охраны зрения». В течение всего времени обучения в нашей школе дети находятся под пристальным вниманием педагога-психолога. Работа с ними проводится как по плану, так и по запросу педагогов и родителей.
При разработке учебного плана начальной школы целесообразней всего использовать интегративные комплексные подходы. Они нужны для того, чтобы мы учитывали сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонента во время занятий. Для своих учеников, я провожу комбинированные уроки, и использую последние 10 минут урока для снятия утомления (слушание художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). Обязательно также проведение физкультминуток. Ещё недавно, страдающим близорукостью, рекомендовалось ограничение физической активности. Это позволяет по-новому оценить и значение физической культуры в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессировании. Своим школьникам я рассказываю о том, как важно заботиться и бережно относиться к своему здоровью, а именно к зрению.
С целью профилактики появления близорукости и её прогрессирования использую специальные упражнения для глаз, которые можно применить на всех остальных уроках. Я включаю эти упражнения и в физкультминутки, которые провожу на уроках и переменах. «Интегрируемый» ребенок – это ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая специальную коррекционную помощь. Учиться детям данной категории значительно сложнее, чем здоровым школьникам, и внимания со стороны учителей и администрации образовательного учреждения они требуют особого подхода.
Образование детей с ограниченными возможностями развития, детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной образовательной среды - это школы, классы дистанционного обучения. Но большинство родителей убеждены в том, что их дети должны обучаться в массовых школах, т.к. хотят, чтобы у их ребёнка были равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, социальную адаптацию. На собрании, в конце учебного года, которое называется "Дорога к успеху", я всегда выражаю признательность детям и их родителям за успехи в учебе, участие в исследовательских проектах, олимпиадах различного уровня и творческих конкурсах. Стараюсь каждого поощрить. Дети благодаря своим достижениям имеют достойное портфолио.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альбицкий В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов:1986.
Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка. М:2004.
Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни. Администрация Ярославской области. Департамент образования. Ярославль: 2005.
Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждения по охране и укреплению здоровья детей. Ярославль:2001.