kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Грамотность начинается с умения читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале 21 века у человечества была мечта сделать к 2015 году молодое поколение всех стран читающим и грамотным. Задача обучения чтению и грамотности всех детей мира в информационном веке, начавшемся с серьезного экономического кризиса, оказалась более сложной и комплексной, чем представлялась ранее. Сегодня мир осознает, что для ее решения требуются усилия специалистов разных сфер и областей знаний. Большинство стран, том числе и Россия, прилагают усилия в данном направлении. Приоритет формирования у Российских школьников чтения и грамотности  обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» является фундаментом всех обозначенных в стандарте метапредметных результатов: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Грамотность начинается с умения читать" »

Грамотность начинается с умения читать.

учитель начальных классов

МБОУСОШ № 65 г.о. Самара

Махова Марина Геннадьевна


В начале 21 века у человечества была мечта сделать к 2015 году молодое поколение всех стран читающим и грамотным. Задача обучения чтению и грамотности всех детей мира в информационном веке, начавшемся с серьезного экономического кризиса, оказалась более сложной и комплексной, чем представлялась ранее. Сегодня мир осознает, что для ее решения требуются усилия специалистов разных сфер и областей знаний. Большинство стран, том числе и Россия, прилагают усилия в данном направлении. Приоритет формирования у Российских школьников чтения и грамотности обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» является фундаментом всех обозначенных в стандарте метапредметных результатов: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.

Одним из основных источников познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос о формировании опыта читательской деятельности и читательской самостоятельности младшего школьника остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. здесь закладывается основа устойчивого интереса к литературе.

Наиболее успешно решает эту проблему, на мой взгляд, курс «Литературное чтение » Л.Ф.Климановой и М.В. Бойкиной для 1-4 классов. Предложенная авторами стратегия становления читателя вполне отвечает задачам современного развивающего обучения. Литература понимается авторами как искусство слова и как вид искусства, что позволяет решать комплексно задачу воспитания читателя.

Перед собой вижу также ряд задач, решение которых позволяет достигнуть запланированного результата:

1. Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра). Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Работать над совершенствованием навыка чтения.

3. Формировать литературоведческие представления, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь, расширять круг чтения младших школьников.

Остановлюсь подробнее на решении последней задачи. В педагогической практике широко известны самые разные формы работы, так или иначе влияющие на воспитание интереса к чтению. Это и создание иллюстраций к одному из главных моментов или героев книги; и отзыв о книге; и сочинения; уроки внеклассного чтения; уроки викторины, уроки – инсценировки, уроки-конференции, а также оформление дневников читателя.

Возможности этой формы работы неизмеримо богаче, если правильно её организовать.

Начиная со второго класса мы приступили к осуществлению проектно-исследовательской деятельности. Цель которой – к концу учебного года собрать Золотую библиотеку ученика. В эту библиотеку вошли наиболее заинтересовавшие учеников детские книги, прочитанные ими или рекомендованные им в процессе сбора информации. Данная работа выполнялась в группах, но допустимо было ее выполнение в парах. На разных этапах исследования учащиеся осуществляли следующие виды деятельности:

1. Знакомство с темой исследования. Деление на группы. Предварительное планирование этапов предстоящей работы.
2. Поиск основных и дополнительных источников информации. Сбор информации. Способы фиксирования и хранения информации.
3. Способы систематизации информации. Разновидности списка произведений для чтения или каталога книг (по алфавиту, по жанрам).
4. Предварительное обобщение результатов исследования. Необходимость дополнительной работы в том или ином направлении.
5. Подведение итогов исследования. Оформление результатов исследовательской деятельности.
6. Презентация или защита исследования в форме письменного отчета или устного сообщения, обеспеченного наглядностью.

Необходимо, чтобы каждый следующий шаг был новым, интересным и посильным для ребенка, чтобы он мог выполнить что-то самостоятельно, что-то в группе, чтобы всегда мог рассчитывать на своевременную помощь взрослого. Например, помощь понадобилась детям на этапе анкетирования друзей и взрослых. Необходимо было подсказать, кого они могут опросить, объяснить, что анкету можно заполнить с свободной форме, что ответы может записать и тот, кого спрашивают, и записать за ним тот, кто берет интервью.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Так, в моем классе стало традиционным проведение семейной игры «Папа, мама, я – читающая семья». Задания к игре подбираю таким образом, чтобы возможным стало проявить свою читательскую эрудицию не только детям, но и их родителям. Иногда в игру включаем элементы театрализации. Эта форма организации очень нравится как детям, так и их родителям.

Также для родителей были приготовлены памятки «Как развивать читательский интерес у детей», «Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребенка к чтению», «Как создать домашнюю библиотеку».

Ребёнок, который приходит в школу, любит считалки, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Большую роль в этом играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует чтение, как это было раньше. Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы, педагоги, обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Грамотность начинается с умения читать"

Автор: Махова Марина Геннадьевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Классный час  "Школьник, учись покупать грамотно!»"
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-shkol-nik-uchis-pokupat-ghramotno"
    ["file_id"] => string(6) "301427"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456918946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект экскурсии в школу "
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-ekskursii-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "184827"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426095866"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства