Классный час в 4 «К» класс
Разработала: учитель начальных классов
Белоконева Светлана Митрофановна
МБОУ ООШ № 7, г. Краснодар
«Брэйн-ринг»
Тема: Школьник, учись покупать грамотно!»
Задачи: развитие познавательной активности учащихся;
расширение потребительской грамотности, просвещение школьников как потребителей товаров;
научить грамотному поведению на рынке товаров и услуг.
Подготовка к классному часу: учащиеся заранее собирают и приносят в школу этикетки от различных товаров кубанского качества. Учащиеся делятся на команды. Каждой команде заранее дается задание.
Ход занятия
- Добрый день, девчонки и мальчишки! Сегодня у нас проходит информационно-развлекательная игра «Брэйн-ринг». Само название брэйн-ринга (англ. брэйн – мозг, рассудок) говорит о том, что вы сегодня собрались на ринге для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.
Тема нашей игры «Школьник, учись покупать грамотно!»
- Кто из нас не возмущался обвесами, обсчетами, низким качеством купленного товара? А ведь очень часто виноваты в этом мы сами – наша невнимательность, наша потребительская безграмотность. Мы обреченно смиряемся с нарушением наших потребительских прав, потому что не знаем их.
С 2001 года Управлением Госторгинспекции по Краснодарскому краю внедряет новую форму контроля торговли и защиты прав потребителей, ставшей составной частью краевой программы «Качество».
- Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти с нами.
1. Бабушка подарила внуку Серёже телефон. Серёжа показал телефон другу и выяснилось, что телефон некачествен.
- Что делать Серёже?
(Высказывания ребят.)
- Такая ситуация бывала почти с каждым из нас, когда мы купив какой-либо предмет обнаруживаем производственный брак или истекший срок хранения, оказываемся в недоумении, имеем ли мы право обменять этот товар или вернуть деньги за него.
- КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ? КТО ТАКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ?
1 ВОПРОС
- Кто такой потребитель?
1. Валя испекла пирожки и угостила Лену. Кто из них потребитель?
2. Лена обнаружила в пирожке муху. Может ли она потребовать от Вали обменять пирожок?
3. Валя испекла пирожки и продает на рынке. Мужчина купил пирожок, а в нем оказалась муха. Имеет ли право мужчина требовать обменять пирожок или вернуть свои деньги?
(Высказывания ребят по каждой ситуации.)
Ответ: Потребителем является тот человек, кто приобретает товар за деньги, а если вас угостили или что-то подарили, то вы должны принять дар, несмотря на то, нравится он вам или нет и какого он качества.
Молодцы, ребята, все верно. Но нужно ещё понимать, что потребитель – это не только покупатель какой-либо вещи, но и покупатель услуг для личного пользования. Любая платная услуга тоже товар, а потому взаимоотношения между покупателями и продавцами услуг тоже регулируются правилами и правами потребителей.
КОГДА БЫЛИ ПРИДУМАНЫ ЭТИ ПРАВИЛА?
(Высказывания ребят.)
- Оказывается ещё в древнем Вавилоне в 18 веке до нашей эры царь Хаммурапи составил правила, в которых были статьи о наказаниях за обсчет, обвес и торговлю некачественным товаром. Так продавцы некачественного пива могли либо утопить в бочке с пивом, либо заставить пить некачественный напиток, пока торговец не падал замертво.
- В России новгородский князь Всеволод в 1135 году ввел наказания за обвес на рынках.
- Во Франции в 16 веке продавца торговавшего некачественными яйцами могли закидать протухшими яйцами.
- На Кубани защита прав потребителей начинается с 19 ноября 1793 года. В городе Екатеринодаре атаман Захарий Чепега принял ордер от Екатерины II, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «дабы во всем были меры и весы справедливы и в продаже товары производили в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны».
- В 1992 году в Закон «О защите прав потребителей» внесены дополнения и изменения. Этот закон действует и сейчас.
2 вопрос
- В каком году в России новгородский князь Всеволод ввел наказания за обвес на рынках?
Ответ: В 1135 году в России и в 1793 году на Кубани.
3 вопрос
- Откроем и почитаем закон «О защите прав потребителей». Какие права он нам дает?
Ответ: Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
Право на качество товара.
Право на безопасность товара.
Право на информацию.
4 вопрос – проверка домашнего задания
- Ребята вывешивают на доску индивидуальный защитный знак «Качество Кубани», который наносится на этикетку, упаковку продуктов питания. Этот знак служит гарантом качества продукции.
5 вопрос
- Что означают символы на одежде?
Ответ: На каждой вещи, всегда на ярлыке есть символы. Они обозначают, как правильно стирать, гладить, сушить. Информация очень полезная.
6 вопрос
- Что такое штрих-код? Для чего он наносится на товар, является ли штрих-код показателем качества? Как читать штрих-код?
Ответ: Штрих-код введен для удобства производителей, поставщиков торговли. Он нам нужен, чтобы узнать страну производителя товара.
- 3 первые цифры – страна производитель
- 5 следующих цифр – код товара
- последняя цифра – контрольная
00-09 – США, Канада
30-37 – Франция
460-469 – Россия
45-47 – Япония
7 вопрос – творческое задание
Реклама кубанского товара (работа в группах)
(Учащиеся должны прорекламировать кубанский товар)
Подведение итогов
- Понравилась ли вам игра?
Интересной она стала благодаря умным вопросам, а также слаженной работе команд.
- Чему вы научились в процессе игры?
- Что интересного для себя вы узнали?
Будьте грамотным потребителями. Знайте свои права. Советуйте родителям, как избежать обмана, делая покупки.
Вопросы к Брэйн-рингу «Школьник, учись покупать грамотно!»
- Кто такой потребитель?
- В каком году в России новгородский князь Всеволод ввел наказания за обвес на рынках?
- Откроем и почитаем закон «О защите прав потребителей». Какие права он нам дает?
- Ребята вывешивают на доску индивидуальный защитный знак «Качество Кубани», который наносится на этикетку, упаковку продуктов питания. Этот знак служит гарантом качества продукции.
- Что означают символы на одежде?
- Что такое штрих-код? Для чего он наносится на товар, является ли штрих-код показателем качества? Как читать штрих-код?
- Подготовить рекламу кубанского товара.