Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира"
Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира"
Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.
Использование опыта на уроках окружающего мира позволит:
- усилить практическую направленность обучения при реализации дидактических принципов, как связь обучения с жизнью, опора на актуальные интересы школьников, наглядности;
- повысить эффективность работы механизмов внимания, мышления, памяти и др. В целом это приведет к эффективности учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира" »
СТАТЬЯ
Деятельностный подход на уроке окружающего мира
Палкина. А. В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №36 »
Новокузнецк, 2014
Введение
В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.
Использование опыта на уроках окружающего мира позволит:
- усилить практическую направленность обучения при реализации дидактических принципов, как связь обучения с жизнью, опора на актуальные интересы школьников, наглядности;
- повысить эффективность работы механизмов внимания, мышления, памяти и др. В целом это приведет к эффективности учебного процесса.
Тема: «Органы чувств»
Цели урока:
- овладение способом познания окружающего мира с помощью органов чувств;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- формирование навыков учебного сотрудничества.
Средства обучения:
Учебник, рабочая тетрадь, красные карандаши разного размера. Карточки с изображениями.
I Орг.момент (это проверка готовности уч-ся к уроку)
- Доброго дня всем. Мне очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте в начале дня подарим друг другу хорошее настроение. Как это сделать? Очень просто – улыбнуться.
- А ещё как можно повысить себе настроение? (Дети не отвечают или делают предположение).
II Актуализация знаний. Формулирование проблемы
2.1. Беседа:
- Скажите, что вас окружает в нашем кабинете, какие предметы?
- При помощи чего мы все это видим? (глаза.)
- Как вы догадались, что у нас начался урок? (прозвенелзвонок)
- При помощи чего вы его услышали? (уши)
- Когда вы заходите в нашу столовую, что вы чувствуете в первую очередь?
( запахи )
- Чем вы чувствуете запах? (носом.)
- Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
- А нужны они ему? (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать то, чего ему не хватает? (дети испытывают затруднение )
- Давайте сформулируем нашу проблему.
Для чего нужны человеку глаза, уши, нос и как все это называется.
III. Постановка учебной задачи . Открытие нового знания
3.1 - Давайте сформулируем нашу учебную задачу, которую мы хотим решить
Как человек (мы) с помощью глаз, ушей, нос,. рук познает окружающий мир? Каким способом он это делает?
Наш класс превратится в научную лабораторию. Ну, а вы – станете учеными-исследователями.
- Итак, наша лаборатория открыта, начнем работу.
3.2 Работа в группах
Правила работы в группах
Разговаривать друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.
Высказывать свое мнение, аргументируя его.
Выслушивать внимательно друг друга.
После выполнения задания, нужно взяться за руки и поднять их вверх.
1 группа.
Задание:
- Расскажите, что изображено на ваших карточках?
-Объясните, как вы это узнали?
-С помощью какого органа чувств?
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
2 группа.
Задание:
-Завяжите глаза и определите предметы (кофе, апельсин, лук, чеснок).
С помощью какого органа чувств вы это можете определить?
- С закрытыми глазами определите какие предметы издают эти звуки.
- Какой орган чувств определил эти звуки?
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
Предъявление результатов работы.
3.3 Выводы:
1группа
Чтобы выполнить задание, нам помогли наши глаза. На карточках мы увидели ( бабочка, мячик, яблоко).
- при помощи глаз мы можем читать и рассматривать все вокруг
Дети рисуют глаза человечку.
2группа
Мы с завязанными глазами определяли предметы.
Чтобы определить предмет нам помог наш нос. Значит, нос нам нужен, чтобы определять запахи.
Нос нам помог определить, что это было: кофе, апельсин, лук, чеснок.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
(дети рисуют нос нашему человечку)
3группа
Выполнить задание нам помог наш язык. У нас лежали: яблоко, морковь, лимон, конфета.
Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
(дети рассматривают иллюстрацию с изображением языка и рисуют язык человечку)
4группа
Выполнить задание мы смогли на ощупь.
Руками мы определили на ощупь предметы, это были горох, гречка, морковка
(дети рассматривают иллюстрацию с изображением рук и рисуют человечку руки)
5группа
Выполнить задание с закрытыми глазами нам помогли наши уши. Мы услышали звуки музыки, пение птиц, шум моря и дождя.Уши нам нужны, чтобы слышать.
(Дети рисуют человечку уши)
Общие выводы:
Давайте перечислим все, что мы делали
1.Глазами – рассматривали картинки – это орган зрения
2. Руками смогли определить предметы на ощупь. Руки –это орган осязания.
3.Язык помог определить вкус яблока, лимона, морковки; Язык- это орган вкуса.
4. Нос помог определить запахи, а запахи могут предупредить нас об опасности. Нос –это орган обоняния.
5.Уши помогли нам услышать звуки музыки, пение птиц, шум моря и дождя. Уши –это орган слуха.
Сколько у человека органов, помогающих узнать то, что нас окружает?
- 5 органов чувств
(дети рассматривают получившегося человечка)
IV. Физминутка (из САНПиН)
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
V.Первичное закрепление
5.1 Задание: в учебнике на с. 9. рассмотрите органы чувств. – Соедините стрелками органы человека с названиями чувств.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Какую учебную задачу перед собой ставили?
Как человек (мы) с помощью глаз, ушей, носа, рук познает окружающий мир? Каким способом он это делает?
Закончите предложения:
Теперь я знаю, что…….
Теперь я умею………
Эти знания мне пригодятся………
Самооценка
Мне было легко (трудно)
Справлялся сам (нуждался в помощи)
Заключение.
Мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
Задания на уроке выполняются на основе опытов, их следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Опыты, как средство обучения, чаще всего осуществляется на занятиях открытия нового знания. Учащиеся включаются в активную познавательную самостоятельную деятельность.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: отдействия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 .