kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.

Использование опыта на уроках окружающего мира позволит:

- усилить практическую направленность обучения при реализации дидактических принципов, как связь обучения с жизнью, опора на актуальные интересы школьников, наглядности;

- повысить эффективность работы механизмов внимания, мышления, памяти и др. В целом это приведет к эффективности учебного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира" »










СТАТЬЯ


Деятельностный подход на уроке окружающего мира








Палкина. А. В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №36 »




















Новокузнецк, 2014


Введение

В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.

Использование опыта на уроках окружающего мира позволит:

- усилить практическую направленность обучения при реализации дидактических принципов, как связь обучения с жизнью, опора на актуальные интересы школьников, наглядности;

- повысить эффективность работы механизмов внимания, мышления, памяти и др. В целом это приведет к эффективности учебного процесса.


Тема:  «Органы чувств»

Цели урока:

- овладение способом познания окружающего мира с помощью органов чувств;

- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- формирование навыков учебного сотрудничества.


Средства обучения:

Учебник, рабочая тетрадь, красные карандаши разного размера. Карточки с изображениями.

Кофе, апельсин, лук, чеснок, яблоко, морковь, лимон, конфета, свисток, барабан.

I Орг.момент (это проверка готовности уч-ся к уроку)


- Доброго дня всем. Мне очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте в начале дня подарим друг другу хорошее настроение. Как это сделать? Очень просто – улыбнуться.

- А ещё как можно повысить себе настроение? (Дети не отвечают или делают предположение).



II Актуализация знаний. Формулирование проблемы


2.1. Беседа:

- Скажите, что вас окружает в нашем кабинете, какие предметы?

- При помощи чего мы все это видим? (глаза.)

- Как вы догадались, что у нас начался урок? (прозвенел звонок)

- При помощи чего вы его услышали? (уши)

- Когда вы заходите в нашу столовую, что вы чувствуете в первую очередь?

( запахи )

- Чем вы чувствуете запах? (носом.)

- Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

- А нужны они ему?  (Конечно)

- Как, одним словом можем назвать то, чего ему не хватает? (дети испытывают затруднение )

- Давайте сформулируем нашу проблему.

Для чего нужны человеку глаза, уши, нос и как все это называется.




III. Постановка учебной задачи . Открытие нового знания

3.1 - Давайте сформулируем нашу учебную задачу, которую мы хотим решить

Как человек (мы) с помощью глаз, ушей, нос,. рук познает окружающий мир? Каким способом он это делает?

Наш класс превратится в научную лабораторию. Ну, а вы – станете учеными-исследователями.

- Итак, наша лаборатория открыта, начнем работу.

3.2 Работа в группах

Правила работы в группах

  • Разговаривать друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.

  • Высказывать свое мнение, аргументируя его.

  • Выслушивать внимательно друг друга.

  • После выполнения задания, нужно взяться за руки и поднять их вверх.


1 группа.

Задание:

- Расскажите, что изображено на ваших карточках?

-Объясните, как вы это узнали?

-С помощью какого органа чувств?

- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.


2 группа.

Задание:

-Завяжите глаза и определите предметы (кофе, апельсин, лук, чеснок).

С помощью какого органа чувств вы это можете определить?

- Помогите нашему герою различать запахи.


3 группа.

Задание:

- С закрытыми глазами определите попробовав предметы : яблоко, морковь, лимон, конфета

- Докажите. С помощью какого органа чувств вы можете это определить?

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.


4 группа.

Задание:

-На ощупь определите, что в мешочке?

- Какой орган чувств помог определить это?

- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.


5 группа.

Задание:

- С закрытыми глазами определите какие предметы издают эти звуки.

- Какой орган чувств определил эти звуки?

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? 


Предъявление результатов работы.

3.3 Выводы:

1группа

Чтобы выполнить задание, нам помогли наши глаза. На карточках мы увидели ( бабочка, мячик, яблоко).

- при помощи глаз мы можем читать и рассматривать все вокруг

Дети рисуют глаза человечку.


2группа

Мы с завязанными глазами определяли предметы.

Чтобы определить предмет нам помог наш нос. Значит, нос нам нужен, чтобы определять запахи.

Нос нам помог определить, что это было: кофе, апельсин, лук, чеснок.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

(дети рисуют нос нашему человечку)


3группа

Выполнить задание нам помог наш язык. У нас лежали: яблоко, морковь, лимон, конфета.

Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

(дети рассматривают иллюстрацию с изображением языка и рисуют язык человечку)


4группа

Выполнить задание мы смогли на ощупь.

Руками мы определили на ощупь  предметы, это были горох, гречка, морковка

(дети рассматривают иллюстрацию с изображением рук и рисуют человечку руки)


5группа

Выполнить задание с закрытыми глазами нам помогли наши уши. Мы услышали звуки музыки, пение птиц, шум моря и дождя. Уши нам нужны, чтобы слышать.

(Дети рисуют человечку уши)


Общие выводы:

Давайте перечислим все, что мы делали

1.Глазами – рассматривали картинки – это орган зрения

2. Руками смогли определить предметы на ощупь. Руки –это орган осязания.

3.Язык помог определить вкус яблока, лимона, морковки; Язык- это орган вкуса.

4. Нос помог определить запахи, а запахи могут предупредить нас об опасности. Нос –это орган обоняния.

5.Уши помогли нам услышать звуки музыки, пение птиц, шум моря и дождя. Уши –это орган слуха.

Сколько у человека органов, помогающих узнать то, что нас окружает?

- 5 органов чувств

(дети рассматривают получившегося человечка)


IV. Физминутка (из САНПиН)

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

 И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.


V.Первичное закрепление

5.1 Задание: в учебнике на с. 9. рассмотрите органы чувств. – Соедините стрелками органы человека с названиями чувств.


VI. Итог урока. Рефлексия.

Какую учебную задачу перед собой ставили?

Как человек (мы) с помощью глаз, ушей, носа, рук познает окружающий мир? Каким способом он это делает?

Закончите предложения:

Теперь я знаю, что…….

Теперь я умею………

Эти знания мне пригодятся………


Самооценка

Мне было легко (трудно)

Справлялся сам (нуждался в помощи)


Заключение.


Мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

Задания на уроке выполняются на основе опытов, их следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Опыты, как средство обучения, чаще всего осуществляется на занятиях открытия нового знания. Учащиеся включаются в активную познавательную самостоятельную деятельность.

Список литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: отдействия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  5. Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

  6. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 .

  7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья: "Деятельностный подход на уроке окружающего мира"

Автор: Палкина Анна Владимировна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья на тему "Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира  в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(112) "stat-ia-na-tiemu-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "205681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429969937"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(87) "riealizatsiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "172524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423831586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства