Статья на тему "Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья на тему "Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе"
Данная статья посвящена технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира. Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании современных образовательных технологий таких как: технология системно-деятельностного подхода, продуктивного чтения, проектной деятельности. В статье раскрываются цели и задачи, отличие от традиционной технологии. Представлена трехступенчатая структура данной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе" »
Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира
в начальной школе.
Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направленанаформирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
Эту технологии я использую её на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие антиципации.
чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),
чтение ключевых слов. ( Прочитай, ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке? ),
рассматривание иллюстраций. ( Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать? ),
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
Условия осуществления:
- читать должны дети, а комментировать – учитель,
- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),
- комментарии не должны превращаться в беседу,
интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду),
Условия осуществления:
- соблюдать чувство меры.
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),
задавать свои вопросы. ( Почему “культурные растения” названы культурными?) ,
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?),
проверять, совпадают ли они с замыслом автора,
включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок? А человека?),
словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),
озаглавливание частей текста
выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф),
беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).
- Для чего же нужна боковая линия?
- Что представляет собой боковая линия у рыб?
- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?)
- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)
Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)
Выполнение творческих заданий.
Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.
Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.
Список источников
1.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: “Высшая школа”, 2004.
2.Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Начальная школа. – М.: “Баласс”, 2012 г.