kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. Все мы знаем, что с 1 сентября 2011 года все школы России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, целью, которого, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.  

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

 

И мы с вами, уважаемые коллеги, будем учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы.  Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.

мы должны перейти от школы «памяти»  к «школе саморазвития».

Ведущим фактором развития является деятельность.

 

 Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять.

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

В своём мастер -классе я продемонстрировала один из приёмов использования системно-деятельностного подхода  на этапе открытия новых знаний на уроке «Окружающий мир» в 1 классе.

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников »

Мастер – класс « Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников» Слайд №1 Учитель начальных классов МБОУлицей №4 г.Данкова Сграбилова Ирина Петровна. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема, затрагиваемая сегодня, неслучайна.

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. Все мы знаем, что с 1 сентября 2011 года все школы России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, целью, которого, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.

Презентация №1 (слайд 2) Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.


И мы с вами, уважаемые коллеги, будем учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.


( слайд 3) Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность;

  • Умения результативно мыслить;

  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.


- Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».

Ведущим фактором развития является деятельность.

Что же такое деятельность?

В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:

( слайд 4) «Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..


Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

Слайд №5“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».


Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты не попал, И по какой распутице Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется.

На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.


Слайд №6 -7


Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС  второго поколения)


Традиционный урок

Урок современного типа


  1. Проверка д/з

Ученик выучил - пересказал

1. Мотивация к учебной деятельности

Настрой учащихся на работу.


2.Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке.

2. Сообщение темы и цели учителем.


Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.

4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы.

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

7. Оценка деятельности.

Осуществляет учитель за работу на уроке.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

8. Итог урока.

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.


- Сегодня я хочу продемонстрировать один из приёмов использования системно-деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроке «Окружающий мир» в 1 классе, цель которого Слайд №8

- Тему урока вы будете определять сами. Цели урока – на экране. Слайд №9

Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные?:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.



Практическая часть.

- Итак, ув. коллеги, давайте немного пофантазируем, и перенесёмся в прошлое. Вы- ученики 1 класса. У нас урок окружающего мира.

На экране солнышки. (весёлые и грустные.) Презентация №2 Смарт.Слайд №1

. -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них  вам   больше нравится?

-Я очень рада, что у вас  хороший настрой на работу.

-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.

Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу его приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.

- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок.

Постановка учебных задач.

- У нас урок окружающего мира. Что такое окружающий мир?

-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире?

-Мы радуемся новым открытиям человечества.

- А можем ли мы открывать новое?

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным, наблюдательным)

– Вот мы с вами и поставили задачи на урок.

- А вот каким он получится, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

Постановка проблемы.

- Послушайте стихотворение, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. Слайд № 2- 5(о природе) Слайд № 6

-Сегодня совершим путешествие в природу.

- А что же такое природа? Давайте подумаем.

Вывод: - К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Для чего нам нужно изучать природу? (природа играет важную роль в жизни человека)

- А что вы знаете о природе? Оцените свои знания. Только честно.

- Если знаете всё – поднимите зелёный кружок.

- Если знаете, но не всё – жёлтый

- Если ничего не знаете – красный.

Слайд № 7 - Рассмотрите маршрутный лист нашего путешествия. Прочитайте название раздела, который будем изучать. ( Природа в жизни человека)

- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?

- Прочитайте название нашей первой остановки.

- Это тема нашего сегодняшнего урока Слайд № 8

- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? ( природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)

_ Мы начинаем наше путешествие.  Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? ( не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)

Изучение нового материала.

- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?

Слайд № 9 – Посмотрите на экран. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты.

- Давайте попробуем разделить эти объекты на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Обсудите это с соседом по парте. Поставьте их в 1 ряд.

- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)

Аналогично остальные. А к какой группе отнесём человека? ( Часть живой природы)

Вывод: природа бывает живая и неживая. Слайд № .1, 2 (Power Point) Презентация №3

– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)

–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)

Слайд № 3

- Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)

- Вот мы и сделали с вами первое открытие.


- Вот таким образом я постаралась сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе.


- Современный урок предполагает работу учащихся с информацией.


Такую работу я включила в этап закрепления новых знаний.

- Перед вами карточки с заданием. Работаем по рядам.

1р. –находит и обводит объекты живой природы,

2р. - неживой, 3р.- изделия.

Проверка на ИД. Презентация СМАРТ.

- Посмотрите на объекты живой природы. Все ли названия этих объектов вам известны?

Где мы можем узнать о том, что нам неизвестно?

- Атлас –определитель «От Земли до неба», стр. 56 - 57. Душица

Яндекс.

- Дети очень непосредственны. Им свойственно всему удивляться. Тем более, что и тема нашего урока этого требовала. Я предлагаю вам немного отдохнуть и полюбоваться красотой природных явлений, с которыми мы также познакомились на этом уроке.

Презентация.


Свое выступление мне хочется закончить притчей.


Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Автор: Сграбилова Ирина Петровна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства