kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы написания изложения и сочинения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как “основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая, кропотливая работа учащихся и учителей”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы написания изложения и сочинения.»

Особенности работы над сочинениями некоторых видов.

Рассмотрим подробнее особенности работы над сочинениями, которые чаще всего пишутся в начальных классах.

Описание картины.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении и через картину школьник приобщается к вершинам культуры.
Сочинения по картинам имеют свою типологию:
а)описание картины;
б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина даёт толчок для их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни;
в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);
г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте;
д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображённого на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).
Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:
• во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;
• во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
• в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.
Работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.
Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание.
Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).

Сочинения-описания

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. Большое место отводится работам по описанию природы, основанным на собственных наблюдениях детей. Такие сочинения должны проводиться регулярно. Кроме образовательных целей, которые достигаются при этом, они еще ценны тем, что учат детей пользоваться собственными наблюдениями и обобщать их.

Описания бывают «деловые» и «образные». В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1. Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению (« Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.)

2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать скворечник», « Как посадить дерево».

3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой. Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа« Наш город», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Он составляется коллективно или его предлагает учитель. Вначале дается общая характеристика предмета, явления, далее уточнение общих впечатлений, конкретизация наблюдений и в заключение-вывод или передача чувств, которые вызывают описываемые явления. Последовательность описания предусматривается и предварительной беседой (рассматривание предметов, беседа ведется в той последовательности, в которой позднее составляется описание).[10]

Примерный порядок работы:

1.Подготовка к сочинению:

1.1. Сбор материалов и систематическое уточнение представлений и знаний учащихся на уроках и внеурочное время. (Ежедневные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе и т.п.)

1.2.Систематизация полученных сведений. (Обобщающая беседа по итогам наблюдений)

1.3.Определение темы сочинения. Отбор словаря по теме.

1.4.Определение структуры сочинения, составление схематичного плана (или работа над созданием структуры сочинения по готовому плану).

1.5.Работа над речевым оформлением текста в процессе составления фрагментов сочинения по плану.

2. Устное (или письменное) составление текста.

3. Совершенствование написанного в процессе коллективной работы над ошибками.[11]

Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения. Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место.

Сочинения на основе прочитанного

Использование творчества писателей помогает развивать у учащихся наблюдательность, активизирует их попытки выразить свои впечатления в художественной форме. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливей уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.

На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее, можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.

В 3-4 классах учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. Проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.

Сочинение по данной части

Требования при выборе данной части для написания сочинения таковы:

1. Отрывок должен быть кратким.

2. Начало должно включать завязку.

3. Середина должна включать кульминацию.

4. Конец должен включать развязку.

5. Можно объединить по данному концу и началу.

6. Любая часть должна направить мысли ребенка по определенному руслу.

Методика работы над сочинением по данному началу.

Однажды рано утром Витя с отцом отправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск сучьев…

1. Подготовительная работа.

- Кто был в лесу рано утром?

- Зачем вы ходили в лес?

- Кто из вас был с отцом на охоте?

Расскажите о каком –нибудь интересном случае.

II. Чтение данной части (текст на доске).

III. Сообщение цели урока. Наша задача продолжить рассказ.(если нужно)

IV. Работа над текстом, записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части (если нужно).

V. Составление рассказа.

- Что произошло дальше? (проходил лось, медведь, потерявшаяся корова).

- Что делало это животное?

- Что сделали охотники? (притаились).

- Что сделали дальше? (полюбовались и ушли).

- Опишите животных.

Если предлагаете самостоятельную работу, то можно только выслушать версии ребят.

VI. Составление плана.

1. Раннее утро.

2. Треск сучьев.

3. В погоню.

4. Лоси на поляне.

5. Наутек.

При составлении плана и рассказа параллельно нужно вести словарно – орфографическую работу. Строится сочинение по кульминации, завязке.

Сочинение по кульминации

Сочинение очень похоже по содержанию на прочитанный рассказ. Эти сочинения связаны с прочитанным материалом или рассказом учителя. Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому работа начинается с чтения и анализа

Содержания рассказа. Эта работа будет подготовкой к сочинению.

Выбирается произведение близкое детям по жизненному опыту.

Ход работы.

1. Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщение темы и цели урока.

2. Подготовительная беседа с целью определения содержание будущего сочинения (опираясь на прочитанное, используя жизненный опыт ребят).

3. Составление плана и лексико-орфографическая работа.

4. Рассказывание по плану.

5. Письмо сочинения с самопроверкой.

Сочинения миниатюры. Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Систематическое выполнение таких сочинений создает непрерывность вразвитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы написания изложения и сочинения.

Автор: Кравцова Людмила Александровна

Дата: 08.05.2019

Номер свидетельства: 509473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе Написание изложения с элементами сочинения "
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-napisaniie-izlozhieniia-s-eliemientami-sochinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "219873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397091"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Способы написания изложения и сочинения."
    ["seo_title"] => string(44) "sposoby_napisaniia_izlozheniia_i_sochineniia"
    ["file_id"] => string(6) "509472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557284421"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Изложение с элементами сочинения. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(43) "izlozhieniieseliemientamisochinieniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "326313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463139940"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Практикум по подготовке к сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(49) "praktikum-po-podghotovkie-k-szhatomu-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "144076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418651993"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация по теме: "Нормы оценки знаний, умений и навыковучащихся по русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-po-tiemie-normy-otsienki-znanii-umienii-i-navykov-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "221824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435594348"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства