kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"способы формирования метапредметных результатов на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как формировать метопредметные результаты на уроке окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"способы формирования метапредметных результатов на уроках окружающего мира"»

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»



В прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. Сейчас важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело использовать. Как сказал английский поэт, критик Ричард Олдингтон: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.»

В наше время перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлен ФГОС нового поколения. В нем прописаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Комплект УМК «Школа России» помогает решить задачи по формированию универсальных учебных действий.

Учебник был и остается основным средством обучения.

Какими способами можно достичь сформированности метапредметных результатов на уроках окружающего мира?

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования УУД у учащихся.

Хочу начать с регулятивных УУД. Их функция – организация учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: умение ставить цель, формулировать задачи, планировать, получать и оценивать результат.

Задача учителя – научить детей самих ставить цель и составлять план для достижения этой цели. Исходя из поставленных целей, предположить, каких результатов они смогут достичь.

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Например, «Зачем нужно охранять воду от загрязнения?»

Материал учебника по окружающему миру представлен по разделам. Каждый раздел начинается со  шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют, какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания нужны, а что им уже известно.

На протяжении всего курса детей сопровождают Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.  Муравьишка Вопросик помогает сформулировать учебные задачи, а Мудрая Черепаха – делать выводы после изучения каждой темы.

На примере фрагмента одного урока покажу этап постановки цели.

«Ребята! Наши верные помощники сегодня на урок принесли письмо. Давайте прочитаем. (Чтение хором). Письмо не подписано. Интересно, от кого? (Предположения детей). Белый медведь приглашает нас в гости. Хотите? (Ответы детей – Да!) А как к нему попасть, ведь обратного адреса нет? (Высказывания детей). На какой вопрос нам нужно найти ответ? Чтобы попасть к белому медведю, нужно узнать…..(Где он живёт?) Что нам нужно чтобы решить эту задачу? Какой будет план нашего путешествия?....»

Не менее важный компонент – оценочная деятельность. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько. Дети оценивают свою работу, выбирая соответствующую карточку, либо оценивают с помощью таблицы.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Немаловажную роль в формировании познавательных УУД играет «смысловое» чтение. Технологию грамотного («продуктивного») чтения можно применять не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира. Она состоит из 3-х этапов.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

  • чтение заголовка. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),

  • чтение ключевых слов. (Прочитайте, ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как вы думаете, о чём мы сегодня узнаем на уроке?),

  • рассматривание иллюстраций. (Предположите, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать?),

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

  • чтение текста по частям с комментариями (читать должны дети, а комментировать – учитель)

  • словарная работа

  • выборочная работа (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф) сравнивание содержания текста со своими предположениями

3 этап. Работа с текстом после чтения

  • Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).

  • Повторное обращение к заголовку и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)

  • Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)

  • Составление плана, схемы, опорных таблиц и т.п. (Использование готовых моделей, либо самостоятельно).

Кроме того, задания учебника и рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. (В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Не растения и не животные». Найди в рассказе объяснение тому, почему раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы.) Так у детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

Умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию помогает проведение несложных наблюдений и опытов. Например: Опыт по обнаружению крахмала в продуктах, проведенный в классе, был продолжен дома. На основе полученных на уроке умений, выполнялось домашнее задание с фиксированием результатов в таблице. Ставя  задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи  учащиеся приобретают навыки работы с информацией.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая, с выдвижением гипотез. Кроме того, проект необходимо защитить.

Следовательно, формируется еще один вид УУД – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.

Групповая работа результативно формирует коммуникативные УУД. В связи с большим количеством детей в классе, групповую работу использую мало. Предпочитаю на уроках проводить работу в парах. Например, на уроках обобщения и закрепления знаний дети разгадывают кроссворд, учащимся предлагается выбрать из списка сначала тела, а затем вещества. Заканчивая групповую или парную работу, дети берутся за руки и поднимают их вверх. Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные  учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД.

В результате изучения курса «Окружающий мир» уже на начальной ступени  общего  образования  у  учащихся  будут  формироваться  метапред-метные учебные действия как основа умения учиться  для успешного продолжения образования в основной школе.



Литература:

  1. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2014.



  1. Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность//журнал Начальная школа плюс до и после №7, 2012.



  1. Корнейчик Е.В. Формирование читательской компетенции учащихся в курсе «Окружающий мир»//журнал Управление начальной школой №1, 2016.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"способы формирования метапредметных результатов на уроках окружающего мира"

Автор: Садыкова Гузель Айратовна

Дата: 29.01.2022

Номер свидетельства: 599113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Твёрдые тела, жидкости и газы" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tviordyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "223812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438162737"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Экосистема луга» 3 класс ОС «Школа 2100» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-okruzhaiushchiego-mira-tiema-ekosistiema-lugha-3-klass-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "143682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418569880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину ?"
    ["seo_title"] => string(97) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-tiema-uroka-pochiemu-v-liesu-my-budiem-sobliudat-tishinu"
    ["file_id"] => string(6) "270403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451112678"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "148820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419857525"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок окружающего мира  Семена путешествуют 2 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-siemiena-putieshiestvuiut-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408644733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства