Класс: 5
Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 5 класс. Коровина В.Я."
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Методы и формы работы:
- индивидуальная, фронтальная форма работы;
- дискуссия
- поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический метод.
Технологии:
- мультимедийная;
- развивающая;
- здоровьесберегающая.
Цель урока:
1) выявить идейно- смысловое и художественное содержание произведения;
2) воспитывать нормы морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения;
3) обучать умению интерпретировать художественное произведение.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать особенности сказки;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Основные виды деятельности: выразительное чтение, устные ответы на вопросы учителя, работа с текстом, словарная работа.
Компетенции:
Общеучебные: Учиться анализировать текст по вопросам учителя: позиция автора, стилистические приёмы, функционально-смысловые части.
Информационные: находить информацию, уметь передать её.
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация к уроку, оценочный лист, набор зелёных и жёлтых листьев пальмы (стикер), текст произведения.
Структура урока:
I.Подготовка к погружению в текст
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
II. Погружение в текст
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
2.Физ. минутка.
3.Закрепление изученного материала.
III. Посткоммуникативный этап
1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
I.Подготовка к погружению в текст.
1.Организационный этап
(1 минута).
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Работа по включению ассоциативного мышления
Посмотрите на предложенные изображения и ответьте, в чем их отличие?
Слайд 1
Скажите, о чем будет идти речь на уроке?
Деятельность на уроке вы будете оценивать самостоятельно. В качестве оценочной шкалы вам предложен ствол пальмы. Если вы отвечали на вопросы, выполняли задания, то к стволу пальмы вы прикрепляете листья. Желтый лист соответствует оценке «4»; зеленый – «5». Подпишите оценочный лист.
Приветствие учащихся.
Ответы учащихся.
Подписывают оценочные листы
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
(4 минуты)
3.Постановка учебной цели.
(1минута)
Проверка д/з. Беседа по вопросам:
Дома вы прочитали произведение Всеволода Михайловича Гаршина «Attalea princeps».
Слайд 2
Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea princeps»- ….
К данному произведению в хрестоматии имеется только одна иллюстрация. Подумайте, какое из предложенных изображений вы поместили бы в книгу в качестве иллюстраций. Соотнесите их с эпизодами произведения. Почему? Не забывайте оценить себя.
Слайд 3
Сформулируйте тему урока.Что сегодня предстоит нам выяснить?
В ходе урока мы познакомимся с особенностями данного произведения.
Отвечают на вопросы
Формулируют тему
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
II.Погружение в текст.
1.Усвоение новых знаний.4 мин
Первичное закрепление знаний.12 минут
2.Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты
Где происходит действие сказки?
Что такое оранжерея?
Словарная работа.
Оранжерея — теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климат
Слайд4
Дайте определение слову, вставьте пропущенную букву.
Как вы думаете, из какого языка к нам пришло данное слово?
Слайд 5.
Оранжерея – (франц. orangerie – от orange- апельсин), застекленное помещение для выращивания и содержания растений (не выдерживающих на открытом воздухе климата данной местности) в определенных условиях влажности, температуры и освещения. (Энциклопедический словарь)
Словесное рисование.
Перед нами прекрасная оранжерея - краса и гордость большого города.
Представьте и опишите ёё. Составьте небольшую зарисовку, состоящую из 3-4 предложений.
Но с чем сравнивает писатель оранжерею, описывая жизнь растений в ней? Назовите ключевые слова, рассказывающие об этой жизни:
- Заключённые растения
- Тесно
- Отнимали друг у друга влагу и пищу
- Гнулись и ломались
- Не могли расти, куда хотят
- Воздух неподвижен (заключенные растения, им было тесно…)
Какое слово противопоставлено оранжерее? Какое слово является воплощением авторской мысли, символом свободы для растения? Почему? Изобразите его на оценочных листах.
Чтобы выяснить, почему же возникло такое противоречие, что прекрасная оранжерея стала для растений тюрьмой, мы обратимся к жанру данного произведения.
К какому жанру относится произведение Гаршина?
Если бы это была фольклорная сказка, то к какому типу ее можно было отнести? Докажите:
Составьте кластер «Сказка»
Увлечение В.М. Гаршина естественными науками, особенно ботаникой, любовь к природе и стремление к независимости отразились в его произведении «Attalea princeps». В произведениях этого писателя герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод. Текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк - искать смысловой идейный подтекст.
В изученных нами сказках мы знали, хорошо или плохо поступают герои, что добро всегда побеждает зло. А чем заканчивается эта сказка?
Слайд 5
Утверждают, что это произведение философское. Поразмышляем по этому вопросу. Что такое философия? Продолжите определение.
Философия- это….(запишите в оценочном листе)
Слайд 6
Философия - ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра?.(В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка)
Философия- (греч.sophia- мудрость)- форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Энциклопедический словарь
«Attalea Princeps» является философской сказкой? (под растениями подразумевается люди, их поступки. Взгляды на мир и место каждого человека в нем. Автор не дает прямой оценки поступкам героев, нужно размышлять самим).
Запишите в оценочных листах свои мысли.
Отвечают на вопросы
Учащиеся дают определение слову «оранжерея», вставляют пропущенные буквы у себя в оценочных листах
Учащиеся записывают, какой они представляют оранжерею, свои чувства, эмоции
Учащиеся записывают в таблице, что является для растений свободой и неволей.
Учащиеся в оценочных листах рисуют свое представление свободы для растения.
1) волшебная: растения оживают, необычная обстановка,
2) бытовая: введение в сюжет человека,
3) переплетение реальной жизни и волшебного мира,
4)нравоучительный сюжет.
Составляют кластер.
Отвечают на вопросы
Записывают свое мнение в оценочных листах.
Выполняют физкультминутку.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения, умение выстраивать монологическое высказывание, работать со словарем
3.Закрепление изученного материала 10 минут
Работа по вопросам:
В произведениях нет случайных слов, персонажей, сюжета. Все служит идейному замыслу автора.
Как характеризовали пальму другие обитатели оранжереи?
В какой момент она приняла решение вырваться на свободу?
Подумала ли она о других растениях?
Кто поддержал ее?
Она не только поддержала пальму, но крепко обвила ее, придавала ей силы. Чем все закончилось для маленькой травки?
Какие правила, принципы жизни можно сформулировать? Запишите.
Вернемся к названию сказки «Attalea princeps». Кто дал такое название пальме, ведь у нее было свое, родное имя на родине?
Слайд 7
Attalea princeps – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении.
Почему погибла пальма? Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею, и ей было дано «мертвое» имя, а может, что не считалась с мнением других, была эгоистична, что у нее не было друзей, а единственный друг погиб.
Подумайте и ответьте на вопрос. Согласны ли вы с тем, что в нашем стремлении вперед нас ждет только разочарование?
Закончите название темы урока. Какой жанр произведения «Attalea princeps»?
Отвечают на вопросы, находят информацию из текста, озвучивают.
Дополняют ответы товарищей.
Учащиеся дописывают тему урока: «Attalea princeps»-философская сказка»
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества);
информационные
III. Посткоммуникативный этап.
Рефлексия деятельности.4 минуты
Поднимите свои работы, мы посмотрим, насколько разрослись ваши пальмы.
Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
УУД: познавательные, регулятивные
Цель: Обобщить полученный материал, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание, выставление оценок за урок 2 минуты
Выберите пословицы, которые подходят к этой сказке, письменно дайте развернутый ответ: почему вы выбрали данные пословицы.
Выставление оценок.
Запись учащимися задания в дневники.
Цель: Обобщить полученный материал, сделать выводы.