kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика коммуникативной компетенции учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Коммуникативная компетентность, особенно в начальной школе, является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Просмотр содержимого документа
«Специфика коммуникативной компетенции учителя начальных классов»

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЭМР Саратовской области















Специфика коммуникативной компетенции

учителя начальных классов













учитель начальных классов

I квалификационной категории

Соснина Марина Петровна





Начальная школа – важный и ничем не заменимый этап в процессе

формирования полноценной личности. Специалистам, привлеченным к работе в начальных классах, оказывают большое доверие помочь детям сделать успешный старт в жизни, поэтому первый учитель должен стать для ученика и другом, и наставником.

На современном этапе школьного образования главной задачей является развитие личности ребенка. Признание активной роли учащегося в образовательной деятельности приводит к изменению представления о содержании взаимодействия ученика с учителем. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученикам, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения коммуникативных универсальных учебных действий.

Младший школьник может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь хорошую образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психологопедагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, знать новые психолого-педагогические требования к педагогическому процессу, владеть новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить.

Изучение коммуникативной компетентности педагога, ее функций и структуры привлекало многих исследователей (Клюева Н.В., Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Петровская Л.А. и др.). В исследованиях коммуникативной компетентности педагогов чаще всего научному анализу подвергались коммуникативные навыки и умения педагога.

В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек - человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый. Но учителю начальных классов приходится общаться с администрацией, коллегами, психологом, родителями, родственниками учеников.

Коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, которая формируется в человеке в процессе приобретения им социально - коммуникативного опыта.

Коммуникативная компетенция учителя определяется тремя составляющими:

- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);

- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике);

- мотивационной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

Компоненты данной компетентности - толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

Коммуникативная компетентность, особенно в начальной школе, является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Существенным признаком педагогической коммуникабельности является умение учителя привлекать, притягивать к себе детей.

В свою очередь к ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

· Потребность в общении с детьми;

· Положительный эмоциональный тон учителя;

· Переживание и понимание детей;

· Взаимное притяжение между учителем и учеником,

· Способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

· Умение правильно разрешать конфликтные ситуации;

· Гуманизм и демократизм общения.

Для повышения коммуникативной компетентности учителя начальных классов, нужно знать особенности людей (детей) с которыми приходится работать.

Изучая особенности современных младших школьников, необходимо обратиться к психологическому портрету современных детей.

Чем эти дети отличаются от предыдущих поколений?

Это поколение «информационных технологий». Многие школьники связаны между собой через интернет, компьютеры. Они стали зависимыми от этих технологий, взгляды и убеждения большинства формирует интернет.

Меняется и характер мышления – оно становится «клиповым», характеризующееся фрагментарностью и поверхностностью. Ученикам этого времени проще прочитать какую-нибудь маленькую статью, мини новость.

Одной из особенностей современных детей так же выделяют «жизнь» в виртуальном мире. Дети лучше поиграют в какую-нибудь компьютерную игру, нежели пойдут на улицу или в гости к друзьям.

В связи с утратой коммуникативных, реальных, живых человеческих связей аналитики указывают на опасность формирования некоторых синдромов у современного поколения.



Во-первых, это гиперактивность. Многие дети страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И с каждым годом, вы это можете видеть в своих классах, их число возрастает. Эти дети не сосредоточены, непоседливы, расторможены, и как следствие гиперактивны. У них часто наблюдаются проблемы в обучении, хотя  они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Но это вовсе не значит, что эти дети одаренные – часто у них есть проблемы  медико-психологического характера, нарушения возрастного развития нервной системы.



Во вторых − склонность к аутизации, т.е. эти дети погружаются в свои мир, живут мечтами и фантазиями, уходят от реальности.



Меняются и ценности: все больше детей стремятся к личному самосовершенствованию, конкуренции иногда в ущерб другим, а нравственные ценности, такие как: помощь другим, сочувствие у современных школьников теряют свою актуальность, падает авторитет и общественной деятельности.



В связи с учетом психологических особенностей детей начальных классов, существуют «Подсказки» современным педагогам, которые помогут выстроить правильный стиль коммуникативного взаимодействия со школьниками.



При работе с такими детьми, необходимо хорошо структурировать учебный процесс.

Ученикам важно получить точную информацию: что, зачем и в какие сроки им требуется сделать. При этом важно ставить видимые и реальные цели, чтобы ребенок сам учился работать, а не для того чтобы за него делали взрослые (родители) из-за того что слишком много  задано или слишком тяжелый, «непонятный» материал.

Информация, которую Вы преподносите учащимся, не должна быть «избыточной». Детям тяжело воспринимать много информации, внимание начинает рассеиваться, поэтому важно еще - делить урок на несколько частей, с переключением видов деятельности.

  Материал лучше сделать «ярким и зримым», преподносить в оптимистичном тоне, т.к. позитивное мышления способствует умственной активности.

Текст должен быть простыми для восприятия, с выделенными визуально ключевыми пунктами, т.к. большинству ребят более комфортно восприятие зрительной информации.

Нужно обеспечивать «обратную связь». Современным ученикам хочется знать: верно ли они понимают материал, делают ли ошибки, насколько правильны их предположения.

Надо помнить о важности вербальной коммуникации. Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным, поэтому больше надо использовать учебные методики, которые включают устный обмен информацией, между обучаемыми.

При развитии коммуникативной компетентности учителя, нужно учитывать психофизиологические изменения подрастающего поколения, для наиболее оптимального и продуктивного взаимодействия с учащимися.

Учителю  необходимо    постоянно развивать свои коммуникативные  компетенции, так как они обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но и надо помнить, что ученики всегда стараются подражать учителю.





Для этого  существуют приемы  коммуникации:

1.Замечание «от принца» к «принцу».

Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.

Вот схема трехэтапного замечания:

- Сначала  - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю 

когда я вижу, как ты вертишься…,или когда я слышу, как ты кричишь…)



 -Затем —  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)



 -Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной, или

я боюсь, что ты не успеешь выполнить работу»).



2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

В педагогическом  общении  очень важно  уметь предупреждать и   разрешать конфликты.

Для предупреждения конфликтов надо уметь «договариваться на берегу».

   Например, о  критериях отметок или  правилах взаимодействия  на уроке. Можно  повесить  на стене правила с положениями, которые  обсуждать на первом уроке с классом.

Впоследствии,  учителю остаётся только молча показать на нарушаемое правило, чтобы напомнить детям о правилах, которые принимались вместе. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно  дать время для обдумывания.

На классном часе надо совместно составить правила общения в кабинете.

Например,

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.



Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии.



1.    Определить проблему.

2.    Выработать совместно несколько возможных решений.

3.    Оценить каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.    Выбрать лучшее.

5.    Выполнить.

6.    Оценить результат, его полноту. При необходимости скорректировать деятельность.



  Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

 Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

 Общение на основе дружеского расположения.

 Общение - дистанция.

 Общение - устрашение.

 Общение - заигрывание.

 Общение - превосходство.

  Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда преобладает один из них.

Создать ситуацию успеха для каждого школьника возможно при условии правильного использования коммуникативной компетентности учителя начальных классов и коммуникативной компетентности учеников.

Для выявления проблем и дальнейшей коррекции коммуникативной компетенции детей, я провожу анкетирование и самодиагностику.

Это делается, чтобы лучше понять проблемы и трудности ребят.

Не все дети могут сформулировать и рассказать о своих переживаниях.

Правила анкетирования следующие:

Размышляя о своем речевом участии на уроках, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.

Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.


Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко


Сделать это мне. . .



1.

Сделать устное сообщение



2.

Составить план ответа



3.

Пересказать материал



4.

Ответить на вопрос



5.

Написать краткий ответ



6.

Написать развёрнутый ответ



7.

Вести диалог



8.

Владею этикетными средствами языка



9.

Определить свои удачи (неудачи)



10.

Анализировать и оценивать ответ





Лист самодиагностики (ценностно-ориентационная)


Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным




2.

Я владею культурой общения




3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников




4.

Я могу признать свою ошибку




5.

Я могу доказывать свою точку зрения




6.

Делаю выводы.






В результате проведения самодиагностики делается вывод о сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.

По результатам диагностики подбираю соответствующие методики, которые помогают решить проблемы по формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Поставленные задачи в формировании коммуникативной компетенции я решаю при использовании различных педагогических технологий и методов. 1. Исследовательский подход к предмету помогает рассматривать материал как учебное исследование.

2. Дискуссия дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить. Ребята с удовольствием принимают участие в создании и защите проектов.

3. Игровой метод даёт возможность для взаимообучения, так как предполагает групповые формы работы и совещательный процесс.

Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.


После анкетирования детей, провожу свой анализ коммуникативных учебных действий, отмечая «+» то, что дети уже достигли, а «-», чем еще не овладели. Данная работа ведется по полугодиям, начиная с 1 класса. Потом проводится анализ и делается вывод, у кого из детей высокий , средний уровень коммуникативных УУД, а у кого низкий уровень. С кем надо поработать, обратить внимание.

Для оценки использую таблицу.

Лист наблюдений за формированием коммуникативных УУД

в ____классе за I полугодие 2018 – 2019 учебного года


Агеев

Бегишев

Боярова

Итого

1. Задаёт вопросы по теме

+

+

+

28

2. Отвечает на вопросы

+

+

+

29

3. Высказывает идеи

+

+

?

24

4. Отстаивает свою точку зрения

+

+

+

28

5. Умение слушать и слышать педагога

+

+

+

25

6. Умение слушать и слышать сверстников

+

+

+

28

7. Умение работать в парах

+

+

+

25

8. Умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении учебно-познавательных задач

+

+

+

32

9. Умение работать в группе

+

+

+

25

10. Умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий

?

+

+

25

11. Соблюдение простейших норм речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит.

+

+

+

32

Итого


10

11

10



После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень сформированности личностных умений учащихся.

Выделены три уровня сформированности этих умений:


1-ый уровень (от 0 до 5 баллов) - низкий (умения не сформированы);

2-ой уровень (от 6 до 8) – средний;

3-ий уровень (от 9 до 11) – высокий (умения сформированы на высоком уровне).


Значки:

+ знает и делает уверенно

? делает неуверенно

- не овладел



Обобщённый вывод по классу

За 1 полугодие 1 класса по формированию коммуникативных УУД учащиеся показали следующие результаты:

1 уровень (низкий) – 1 человек (Дробышев Дмитрий);

2 уровень (средний) – 9 человек (Бурмистрова Ольга, …)

3 уровень (высокий) – 22 человека (Елисеев Данила, …)


Данные таблицы показывают рост уровня сформированности коммуникативной компетенции, что подчёркивает развитие и становление личности учащихся.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность учителя.

Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет, то вы находитесь на пути к успеху.

Так же как театр начинается с вешалки, так и профессиональный успех начинается с познания и осознания своего "Я".

Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником.

Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог!

Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специфика коммуникативной компетенции учителя начальных классов

Автор: Соснина Марина Петровна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248713"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446755704"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства