Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа реабилитации»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор
________ Л.А.Берсенёва ________ А. В. Макридин « » __________ 2019 г. « » __________ 2019 г.
Специальная индивидуальная программа развития
ученика(цы)_3_ года обучения
______Бинунского Дмитрия Михайловича
(ФИО ученика)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель
Почебут О. В.
Рассмотрено на заседании ШПМП консилиума «___»_______2019 г.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
Общие сведения о ребёнке;
Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка);
Индивидуальный учебный план;
Содержание образования в условиях домашнего обучения;
Реализация потребности в уходе и присмотре;
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
Формы сотрудничества организации и семьи обучающегося;
Технические средства и дидактические материалы;
Мониторинг и оценка динамики обучения.
Приложение
Общие сведения о ребёнке
Бинунский Дмитрий Михайлович.
Дата рождения: 29.08.2009 г.
Проживает по адресу: г. Миасс, ул. Осипенко, 8.
В школе обучается с 4 сентября 2017 года. Ранее мальчик в школе не обучался, посещал детский сад №22. На основании коллегиального заключения ГПМПК № 6158 от 30.05.2017 года рекомендовано обучение по АООП (2 вариант) с 1 сентября 2017 г. Мальчик находится на инвалидности.
Воспитанием ребенка занимаются родители:
1.Бинунская Татьяна Владимировна, 1975 г. р., образование средне- специальное, домохозяйка, тел. 89507279038.
2.Бинунский Михаил Евгеньевич, 1984 г.р., образование незаконченное среднее - специальное, работает ООО «Витим» аппаратчиком приготовления компаундов.
Характеристика ребенка.
Дмитрий с родителями проживает в частном доме. В нем чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи. У мальчика имеется место для учебы и отдыха. Отношения в семье доброжелательные. Родители положительно относятся к образованию ребенка.
Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие ВПФ аффективно-неустойчивого типа, системное нарушение речи тяжелой степени при психическом недоразвитии. Сенсорно-моторная алалия.
Общая моторика незначительно нарушена. Затрудняется в выполнении упражнений на равновесие. Недостаточность мелкой моторики, незначительные нарушения координации, слабо развита мускулатура кистей рук.
Внимание неустойчивое, рассеянное. Мальчик с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Легко отвлекается на посторонние звуки, после чего не может сконцентрировать внимание на выполнении задания. Значительно преобладает непроизвольное внимание.
Память механическая, развита слабо. Плохо запоминает предложенный материал. Воспроизводит после многократного повторения с большими неточностями. Преобладает зрительная память.
Мыслительные процессы и операции не сформированы, ограничены непосредственным опытом. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Не улавливает смысла сюжетных картинок, не умеет выделять главное, находить отличительные признаки предметов. Группирование не осуществляет. Временные представления не сформированы. Явления природы не понимает. Смысл предлагаемых заданий также. Счетные операции не выполняет. Мышление конкретно-предметное, наглядно-образное. Представления об окружающем мире очень узкие, в основном на бытовом уровне. Игровая деятельность отсутствует. Основная деятельность-манипуляция с предметами
Дмитрий любит чиркать. Подпевает отдельные слова в песне.
Математические представления в процессе формирования, механически считает до 4.
Дмитрий не знает основные цвета и формы предметов. Не знает времена суток, времена года, не ориентируется в пространстве.
Изучаемый материал не воспринимает. Отсутствует контроль своих действий. Быстро истощаем. Не принимает словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, направляющую деятельность педагога. При утомлении начинает агрессивно себя вести: драться, громко кричать.
Речь невнятная, не всегда понятна окружающим. Фонетический строй речи не сформирован. Изолированно не может произносить почти все согласные звуки, наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения). Словарный запас резко ограничен. Мальчик долго не разговаривал. Грубые нарушения слоговой структуры. Обращенную к нему речь понимает не всегда, иногда повторяет услышанную фразу. На вопросы не отвечает, разговор не поддерживает.
Грамматический строй речи не сформирован. Связная речь в стадии формирования. Может повторить отдельные слова из сказки или слова просто понравившейся песни. Буквы не знает.
Санитарно-гигиенические навыки не достаточно сформированы, нужен постоянный контроль их выполнения. Мальчик может самостоятельно одеваться и обуваться, пользуется ложкой и вилкой. Под присмотром взрослых может помыть обувь. Не умеет шнуровать обувь и завязывать бантик. Самостоятельно может умыться, почистить зубы, сходить в туалет. Расправляет и заправляет постель, убирает за собой посуду, знает, куда выбросить мусор, вытирает со стола. Приводит в порядок свое рабочее место. Самостоятельно не ходит в общественные места, и переходить улицу не может.
Многие действия по самообслуживанию мальчик может выполнять самостоятельно, в отдельных случаях требуется помощь окружающих. За выполнением действий нужен постоянный контроль со стороны взрослых.
Телефоном пользоваться не умеет, но проявляет к нему интерес.
Дмитрий может правильно собрать матрешку, пирамидку, выполнить постройку из кубиков.
Мальчик с трудом вступает в контакт с новыми людьми. На занятиях в игровую деятельность не включается, отсутствует интерес к любым играм.
Эмоциональные реакции неустойчивы. Иногда проявляются неадекватные действия на требования взрослых, вплоть до проявления агрессии. Неадекватно реагирует на одобрение и порицание.
В целом Дима – избалованный ребенок.
Приоритетными направлениями воспитания и обучения на 2019-2020 учебный год считаю следующие:
- развитие речи и коммуникативных навыков ребенка для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие мелкой моторики пальцев рук через выполнение действий по самообслуживанию, через упражнения, предлагаемые программой 3 класса.
Приоритетные учебные предметы:
Окружающий социальный мир.
Окружающий природный мир.
Индивидуальный учебный план
Объем недельной нагрузки составляет:
Образовательная область, учебная дисциплина
Общее количество часов
Количество часов, преподаваемых учителем
Количество часов для самостоятельного изучения
Язык и речевая практика
Речи и альтернативная коммуникация
2
1
1
2.Математика
Математические представления
2
1
1
Окружающий мир
Окружающий природный мир
2
1
1
Человек
2
1
1
Окружающий социальный мир
2
0,5
1,5
Искусство
Музыка и движение
2
0,5
1,5
Изобразительная деятельность
3
0,5
2
4.Физическая культура
Адаптивная физкультура
2
0,5
1,5
5.Коррекционные курсы
Сенсорное развитие
1
0,5
0,5
Предметно-практические действия
1
0,5
0,5
Нагрузка
22
8
8
Содержание образования в условиях домашнего обучения.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП:
Основы персональной идентичности: осознание своей принадлежности определённому полу, осознание себя как «Я» - обучающийся, мальчик.
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и игровой деятельности.
Сформированность уважительного отношения к окружающим –педагогам, родителям.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся, развивающемся мире (эмоционально – положительное восприятие ситуации общения в различных социальных ситуациях при посещении школьных и городских культурно – массовых мероприятий).
Личностные результаты обучения осуществляются в оценочных показателях основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Баллы:
7-«выполняет действие самостоятельно»,
6-«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
5- «выполняет действие по образцу»,
4- «выполняет действие с частичной физической помощью»,
3- «выполняет действие со значительной физической помощью»,
2 «узнаёт объект», действие не выполняет
1- «не всегда узнаёт объект», действие не выполняет
0- « не узнаёт объект», действие не выполняет
Содержание учебных предметов
Речь и альтернативная коммуникация
II этап букварного периода:
Повторение пройденного
Повторение пройденных звуков и букв. Закрепление навыков написания изученных букв.
Гласные звуки [ы], [и]. Буквы Ы, И. Письмо букв ы, Ии.
Взаимное расположение предметов в пространстве: «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Изучение чисел и действий с ними.
Образование чисел в пределах 5. Счет в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание по единице. Практические работы. Формирование вычислительных навыков. Написание цифр 1,2,3,4,5.
Знакомство со счетами и работа со счетным материалом.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать и находить его).
Соответствие числа и цифры.
Количественное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества. Глобальное узнавание предметов в группе, выделение по определенным признакам нескольких предметов из множества
Числа от 1 до 5. Число 0. Операции с числами.
Цифровой диктант в пределах 3.
Счет в пределах 3 на наглядном материале, на пальчиках.
соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы;
считать в пределах 5;
образовывать числа 2, 3, 4, 5 присчитыванием и отсчитыванием по 1;
писать цифры 1,2,3,4,5;
складывать и вычитать числа в пределах 5 на конкретном материале;
решать примеры в пределах 5;
отбирать по образцу и по названию в играх и упражнениях круг и квадрат;
составлять и решать задачи на нахождение суммы и остатка;
записывать действия задачи без наименования;
составлять задачи по примерам.
Окружающий природный мир
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день. вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца.
Времена года. Представление о годе как о последовательности сезонов. Изменения, происходящие в природе в разное время года (животные, растения, человек).
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Ведение календаря погоды. Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Экскурсии в сад, огород, парк, к цветнику.
Просмотр кинофильмов на изученную тему.
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок.
Значение частей растений. Значение растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель). Строение дерева (ствол, стебель, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Значение деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, слива) по внешнему виду (форме, вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Способы переработки фруктов. Обобщающее понятие «фрукты». Узнавание (различение) овощей (помидор, огурец) по внешнему виду (цвету, форме, вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Обобщающее понятие «овощи». Практическая работа. Посадка в ящик лука.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань). Особенности ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жизни человека.
Животный мир.
Строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Объединение животных в группу «домашние животные», узнавание (различение) домашних животных (кошка, собака).Питание домашних животных. Уход за домашними животными (кошкой, собакой). Узнавание (различение) детёнышей домашних животных (котёнок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц). Питание диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Значение диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детёнышей диких животных (зайчонок, лисёнок).
Строение птиц. Установление связи строения птиц с её образом жизни. Питание птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц (ворона, воробей). Объединение в группу «зимующие птицы».
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Значение Солнца в жизни человека, в природе. Узнавание Луны. Значение Луны в жизни природы и человека.
Возможные предметные результаты освоения АООП
знать/понимать:
представления об объектах и явлениях неживой природы(почва, вода, огонь, воздух, земля, небо, река);
временные представления (времена года, части суток);
одежда, занятия людей в разное время года;
представления о растительном и животном мире:
деревья хвойные и лиственные (ель, береза);
комнатные растения (герань);
овощи (помидор, огурец, морковь, лук);
фрукты (яблоко, груша);
животные дикие и домашние (кошка, собака, волк, заяц);
названия детенышей животных;
птиц (ворона, воробей);
домашних птиц (курица, петух);
насекомых (бабочка, стрекоза).
Окружающий социальный мир
Школа.
Школьные помещения, мебель Кто работает в школе. Я – ученик. Дружба, правила поведения в школе. Школьные праздники.
Классификация предметов.
Классификации: мебель-посуда, одежда-обувь, школьные принадлежности-игрушки. Профессии людей.
Улица.
Тротуар, дорога, пешеходный переход, транспорт, общественные места. Поведение на улице, в транспорте, общественных местах.
Дом.
Виды жилищ. Домашние помещения, их назначение. Правила поведения дома.
Праздники и традиции.
Праздники: Новый год, День рождения, Женский день, День Защитника. Традиции праздников, разучивание коротких стихотворений, умение поздравить близкого человека. Поведение в гостях.
Возможные предметные результаты освоения АООП:
знать/понимать:
предметы, находящиеся в классе;
местонахождение школьных помещений;
правила школьного поведения;
называть и показывать предметы, находящиеся в классе;
ориентироваться в школе, называть школьные помещения;
соблюдать правила учебного поведения;
обобщающие слова
классификацию предметов (посуда, одежда, обувь, мебель, игрушки, школьные принадлежности, транспорт) по наглядному образцу;
называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество взрослых членов семьи, внятно выражать свои просьбы и желания;
пересказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения;
значение некоторых профессий: учитель, повар, врач;
называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.;
отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
Человек
Представления о себе.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
Знание назначений частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот, губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Назначение внутренних органов. Вредные привычки. Состояние своего здоровья. Называние имени и фамилии, даты рождения. Виды деятельности для организации своего свободного времени.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щётки, выдавливание зубной пасты на зубную щётку, чистка зубов, полоскание рта, мытьё щётки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Расчёсывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчёсывание волос.
Мытьё ушей. Чистка ушей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорант, туалетная вода, гигиеническая помада).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шуба, плащ, шапка, шарф, варежки, перчатки, свитер, джемпер, кофта, рубашка, блузка, футболка, майка, трусы, юбка, платье, брюки, джинсы, шорты, носки, колготки. Назначение предметов одежды. Узнавание (различение) предметов одежды: пуговицы, молнии, заклёпки, рукав, воротник, манжеты. Назначение деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, валенки, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Назначение видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви :зимняя, летняя, демисезонная. Узнавание (различение) головных уборов: шапка, шляпа, кепка, панама, платок. Назначение головных уборов. Различение сезонных головных уборов.
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды: повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная. Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды: зимняя, летняя, демисезонная.
Расстёгивание (развязывание) липучки, молнии, ремня, кнопки, шнурка. Снятие предмета одежды, обуви. Соблюдение последовательности действий при раздевании. Застёгивание (завязывание) липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Надевание предмета одежды, обуви. Соблюдение последовательности действий при надевании комплекта одежды.
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка, сапога, тапка. Выворачивание одежды.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Мытьё рук после посещения туалета.
Приём пищи.
Сообщение о желании пить. Питьё из кружки. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой и вилкой. Использование ножа и вилки во время приёма пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приёма пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный
приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей,
проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению, ивзаимодействию с ними.
Рассказ о своей семье.
Возможные предметные результаты освоения АООП:
знать/ уметь
знать/ уметь
части тела человека:лоб, подбородок, затылок, щеки, губы;
основные продукты питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар и т.д.);
принимать пищу аккуратно.
показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу;
мыть ноги, пользоваться носовым платком, причесываться и следить за аккуратностью волос;
названия предметов личной гигиены и пользоваться ими;
следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны, застегивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать колготки, расправлять складки воротничка;
различать лицевую сторону от изнанки;
различать обувь для правой и левой ноги;
знать членов своей семьи, их роль.
Изобразительная деятельность.
Лепка.
Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе.
Закрепить навыки: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.
Приобрести новые навыки лепки.
Отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).
Защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).
Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.
Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка), из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты, рыба, лопата, корзина с фруктами, тарелка с продуктами).
Буквы: А, О, У, М, П, Н, Т, Р, Ш, Л, Х.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы, большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия, их детали из пластилина определенного цвета.
Конструирование.
Работа с бумагой.
Закрепление умение и навыков, полученных в первом классе.
Умение и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно;
Сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Изготовление изделий: «Наборная линейка» (без загиба боковых сторон), «мебель» из бумаги («стол, скамейка») – без применения клея.
Знакомство с использованием гуммированной бумаги. Наклеивание готовых геометрических фигур из гуммированной бумаги в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме.
Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей: домик с крышей, гриб, морковка с зеленью и т.д. Выполнение изделий из гуммированной бумаги елочных украшений, цветных флажков без применения ножниц.
Рисование
Декоративное рисование. Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме; раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.
Рисование с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям-диагоналям.
Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.
Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.
Рисование в квадрате с помощью трафарета узора из листочков (на осевых линиях-диагоналях).
Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.
Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.
Рисование с натуры. Учить детей по возможности правильно располагать изображения на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.
Примерные задания.
Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них.
Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов по опорным точкам. Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.
Рисование на тему. Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.
Работа с нитками.
Сортировка ниток по цвету.
Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.
Наматывание на катушку, клубок, картон.
Плетение косички из толстых шнурков.
Ожидаемые (возможные) результаты:
учащиеся должны знать/понимать
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый);
использовать основные геометрические фигуры при составлении узоров;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;
сгибать бумагу по намеченным линиям;
плести косичку из ниток.
Музыка и движение
Слушание музыки
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни.
Определение характера музыки.
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Определение музыкального стиля произведения.
Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Закрепление навыка спокойного и внимательного слушания музыки.
Развитие умения различать запев, припев и вступление к песне.
Учить различать темпы: быстрый, медленный.
Развивать желание слушать понравившиеся произведения.
Развитие умения различать громкое и тихое звучание.
Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: погремушка, колокольчик, бубен, барабан.
Закрепление навыков певческой установки , приобретенных в I классе. Продолжение работы над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха.
Развивать понимание смысла текста песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного).
Музыкально-ритмические упражнения
Топанье под музыку.
Хлопки в ладоши под музыку.
Покачивание с одной ноги на другую.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.
Выполнение под музыку действий с предметами (флажки, платочки, погремушки): наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.
Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни.
Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа.
Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
С помощью музыкально- ритмических упражнений (музыкальных игр, танцев, хороводов) осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условии, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость и т.п.
Игра на музыкальных инструментах
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по звучанию).
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на шумовом инструменте.
Учить выполнять круговые движения кистью (напряженное и свободное),
одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой
в медленном темпе с постепенным ускорением, против поставленного первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Учить исполнять несложные ритмические рисунки на бубне и барабане
двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.
Игра на музыкальных инструментах: бубен, барабан, колокольчик, погремушки, металлофон, дудочка.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
Возможные предметные результаты освоения АООП:
знать:
характер и содержание музыкальных произведений;
музыкальный коллектив (оркестр).
уметь:
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
различать вступление, запев, припев, окончание в песне;
Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.
Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.
Выполнение движений по командам с показом направления учителем
Упражнения на формирование правильной осанки.
Принятие правильной осанки стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения.
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
Ходьба и бег
Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию
Прыжки.
Прыжки на двух ногах с передвижением вперед, с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.
Лазание, перелазание, подлазание.
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Упражнения на равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.
Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной 20-30 см.
Игры
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру», «Вот так поза «, «Поймай комара». «Лошадки».
Возможные предметные результаты освоение АООП:
знать/понимать
важность, необходимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья.
выполнять упражнения на выработку правильного дыхания (по показу учителя);
выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;
выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
выполнять простейшие упражнения на равновесие;
выполнять простейшие упражнения на броски и ловлю с мячом и гимнастической палкой;
выполнять простейшие упражнения на лазание, подлезание, перелезание;
выполнять простейшие упражнения, связанные с ходьбой, бегом, прыжками;
играть в игры по инструкции педагога.
Предметно-практические действия.
Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками(одной рукой, пальцами).
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента), (стаканчик, ложка и др.)).
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат,шерстяные нитки, шнур и др.).
классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине;
дорисовывать простые изображения;
различать окружающие звуки (название, источник);
определять контрасты во вкусе продуктов;
выполнять односложные инструкции;
озвучивать собственные действия.
Формирование базовых учебных действий
Задачи по формированию БУД
Выполнение действий ребенком
не выполняет
выполняет с помощью взрослого
выполняет по инструкции
выполняет самостоятельно
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
+
+
+
+
2.Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
+
+
+
3.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия:
- умений ориентироваться в задании
- умения осуществлять словесный отчёт о выполняемом задании и результате
1
+
+
Нравственное развитие
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
Умение выражать свои желания, делая выбор;
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Укрепление веры и доверия: «я смогу научиться делать это самостоятельно», «мне помогут, если у меня не получится», создание ситуации успеха.
Эти задачи выполняются в семье, на занятиях по предмету«Коммуникация и правила социального поведения», а также в рамках внеурочной деятельности.
Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
Безопасное поведение в окружающей среде, простейшие умения правильного поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня.
С учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающейся задачи программы реализуются на уроках по предметам: «Хозяйственно-бытовой труд», «Коммуникация и правила социального поведения», «Живой мир», а также в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность
№
Задачи
мероприятия
Деятельность ребенка в мероприятии
Участие ребенка в мероприятии
1
Приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающегося одноклассниками и обычно развивающимися сверстниками
«День Знаний»
Присутствие на торжественной линейке
«День учителя»
Присутствие на школьном мероприятии
Праздник, посвященный дню инвалидов
Присутствие на празднике (г.Челябинск)
«Новогодняя елка»
Присутствие на празднике
2
Развитие творческих способностей обучающегося
Конкурс рисунков «Мой любимый город»
Участие в конкурсе
3
Создание условий для реализации приобретенных знаний,
умений и навыков
Экскурсия в магазин
Покупка товара, выполнение роли покупателя
4
Формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности
5
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности
Реализация потребности в уходе и присмотре
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены.
№
Комплекс мер
Нуждается в уходе или присмотре
Не нуждается в уходе или присмотре
Ответственный
1
Организация питания:
- кормление
- помощь в приеме пищи
+
2
Хозяйственно-бытовое обслуживание:
- раздевание и одевание ребенка (прогулка, экскурсия)
- оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка (прогулка, экскурсия)
+
+
учитель
3
Соблюдение личной гигиены:
- сопровождение ребенка в туалете
- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность)
-мытье рук
+
+
+
Родители, учитель
Родители, учитель
4
Безопасность и здоровье сбережение:
- обеспечение безопасности обучающихся во время занятий
- проблемы поведения: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение
- эпилепсия, другие сопутствующие нарушения у ребенка
(соматические, неврологические и т.д.
- придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний)
- выполнение назначений врача по приему лекарств
+
+
+
+
Учитель
Родители, учитель
Учитель
Родители
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
Заместитель директора по УВР;
Учителя;
Педагог-психолог;
Учитель- логопед;
Школьный врач;
Социальный работник.
Формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
№
Форма
Задачи
Ответственные
1.
Приглашение на ПМПк
Наметить программу индивидуального развития ребенка;
разработка СИПР
Разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ребенку
Председатель ПМПк, члены ПМПк, зам. директора по УВР, учителя, родители (законные представители)
2.
Психологическая поддержка и психологическое консультирование родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы).
Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям
Своевременно информировать родителей
Педагог-психолог
3.
Текущие индивидуальные беседы и информирование родителей по усвоению учебной программы ребенком.
Рекомендации по выполнению домашнего задания.
Оказывать родителям своевременное консультирование и помощь в воспитании и развитии ребенка
Учитель
4.
Посещение школьных праздников, концертов
Вовлечь родителей в процесс организации свободного времени ребенка, полноценного участия его в общественной и культурной жизни школы, класса
Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром
Учитель, классный руководитель
Технические средства и дидактические материалы
Речь и альтернативная коммуникация
Программы:
- Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под общей редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- Санкт – Петербург,2011г.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Учебник Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение», 2013г.
Дополнительные учебные пособия
Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Москва «Просвещение» - 1984г.
Р.Д.Тригер Дидактический материал по русскому языку.
В. Волина Праздник букваря. 1995г
М.В.Стрекалова « Русский язык» 1-2 класс. Челябинск «Взгляд».2005.
Е. М. Косинова «Логопедический букварь». Москва «Махаон», 2013г.
Янушко,Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.– Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
Прописи «Буквы и элементы букв»;
Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005г.;
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту "Домашние тетради для закрепления произношения звуков"- М.: Гном-Пресс, 2000г
Н.В.Новоторцева Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль «Академия развития» -1997г.
Предметно-развивающая образовательная среда.
Азбука букв и слогов.
Атрибуты для игры-драматизации.
Карточки с изображениями букв с недостающими элементами, буквами, неправильно расположенными в пространстве.
Карточки с буквами и контурное изображение букв из наждачной бумаги, картона, дерева и пластмассы, различного полистиролового материала.
Карточки со слогами, словами.
Карточки с пиктограммами.
Предметные картинка
Карточки с письменными заглавными и строчными буквами.
Трафареты
Математические представления
Учебники:
Алышева Т. В. «Математика» 1 класс в 2 частях Москва «Просвещение 2013 г.
Дополнительные учебные пособия:
1.Эк В.В.«Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Москва «Просвещение» 2006г.
2.Гончарова С.Н.«Развитие мышления на уроках в начальных классах»
АСТ «Астрель» ВЗОИ Москва 2004.
3.Автор-составитель Шабанова А.А. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение.
Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.
4.Никольская Л.И., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума»
Издательство «Экзамен» М., 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда.
Дидактические материалы с геометрическими формами и телами.
Доска.
Счетный материал.
Наборное полотно.
Карточки с изображением различного количества предметов.
Карточки с цифрами и контурное изображение цифр из наждачной бумаги, картона, дерева и пластмассы, различного полистиролового материала.
Окружающий природный мир
Учебники:
«Живой мир». 2 класс. Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. Москва. «Просвещение», 2012 г.
«Окружающий мир». А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Москва. Просвещение. 2007 г.
Дополнительные учебные пособия:
«Логопедические домашние задания для детей с ОНР». Н. Э. Теремкова. Москва. «Гном-пресс», 2014 г.
«Русский язык в картинках». И. В. Баранников, Л. А. Варковицкая. Москва. «Просвещение, 1987 г.
Предметно-развивающая образовательная среда.
Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий).
Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации).
Муляжи овощей, фруктов.
Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными.
Календари отрывной и плакат.
Изображения сезонных изменений в природе.
Рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
Аудио- и видеоматериал.
Окружающий социальный мир
Учебники: С. В. Комарова «Устная речь». Москва «Просвещение» 2012 г.
С. Ю Ильина «Чтение 2 класс». С- Пб., Просвещение 2013 г.
«Окружающий мир». А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М. Просвещение. 2013 г.
Дополнительные учебные пособия:
«Русский язык в картинках». И. В. Баранников, Л. А. Варковицкая. Москва. «Просвещение, 1987 г.
«Учусь быть гостем и хозяином». Е. В. Баринова. Ростов-на-Дону Феникс. 2013 г.
Предметно-развивающая образовательная среда.
Натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д
Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации).
Презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.
Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
Рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Аудио- и видеоматериал.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Человек
Дополнительные учебные пособия:
Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Живой мир».М. Просвещение 2013 г.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Предметно-разивающая среда:
Моющие средства: мыло, стиральный порошок;
Обувь и средства ухода;
Одежда и средства ухода;
Набор карточек по темам «Одежда», «Обувь»;
Фартук, косынка;
Тряпочка и ёмкость для воды;
Посуда и столовые приборы для сервировки стола.
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка.
Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д
Семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.
Обучающие компьютерные программы, способствующие
формированию у детей доступных представлений о ближайшем
социальном окружении.
По возможности, используются технические
средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное
оборудование.
Изобразительная деятельность.
Дополнительные учебные пособия:
И. А. Грошенков Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей. М., 2006г.