Монтессори- терапия как инструмент нормализации поведения детей с дефицитом внимания и нарушением поведения.
Монтессори- терапия как инструмент нормализации поведения детей с дефицитом внимания и нарушением поведения.
Ахметчина Назгуль Кориковна.
Республика Казахстан. Город Астана.
Филиал корпоративного фонда UMC. Национальный центр детской реабилитации. Должность: Монтессори-педагог.
Тема: Монтессори – терапия как инструмент нормализации поведения детей с дефицитом внимания и нарушением поведения.
Основные принципы Монтессори-педагогики были разработа -ны применительно к детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала Монтессори-терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори-педагогики для коррекционной работы с детьми особыми потребнос -тями.
Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан дидактический Монтессори-материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер его терапевтического воздействия. Он позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств.
Проблема выбора
К недостаткам метода мы могли бы отнести его недифференцированный характер при составлении терапевтических программ для реабилитации различных видов нарушений психической деятельности в целом и при выборе упражнений для индивидуальной коррекционной работы. Мнение создателя метода Марии Монтессори (1870–1952) о том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития, привело к практике свободы выбора ребенком материала для занятий, что способствует развитию самостоятельности и инициативе здорового ребенка. У ребенка с нарушениями развития часто наблюдается недостаточность произвольной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, особенно из большого набора вариантов выбора. Поэтому терапевт испытывает необходимость особым образом сужать «подготовленную среду». Терапевт, особенно в случае работы с тяжелым ребенком, оставляет для занятия лишь часть упражнений, причем выбор конкретных упражнений происходит, в основном, интуитивным образом (L.Anderlik, 1996). Отсутствие дифференцированной программы реабилитации снижает возможности Монтессори-терапии.
Этапы Монтессори-терапии:
1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.
2. Начальный терапевтический этап, предполагающий углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствующему уточнению целей и заканчивающийся определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок).
3. Собственно терапевтический, во время которого реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:
- коррекции (негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции – нарушений внимания, мотивации и т.п.)
- оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым – родителем, терапевтом)
- профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний (с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития)
4. Контрольный (оценочный) и прогностический, оценивающий динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и необходимость дальнейшего продолжения терапии .
Цель педагогов:
Предложить помощь ребенку с особыми потребностями, обучить родителей в обычной домашней обстановке найти упражнения, соответствующие уровню развития ребенка. Основным лечебным средством является коррекционно-развивающая среда по Монтессори–педагогике, психологический комфорт, свобода выбора и спокойное, доброжелательное поведение педагога.
Наша работа обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Овладев в достаточной степени более легким материалом, переходим на более сложный. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем не станет держать голову; не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточного сенсорного опыта. Поэтому задача Монтессори - педагогов – помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать материалы в соответствии с диагнозом, с его возможностями.
Помочь ребенку с дефицитом внимания и с нарушением поведения научиться всему, что необходимо для полноценной адаптации в социуме, является важной проблемой в системе современной реабилитации детей. Система Монтессори-терапии используется для активизации собственной деятельности ребенка. Большинство поступающих детей с дефицитом внимания и с нарушением поведения на реабилитацию в РДРЦ не посещают дошкольные учреждения, многие дети находятся на индивидуальном обучении на дому. В первые дни поступления в центр дети малоконтактны, капризны, агрессивны.
Доброжелательная атмосфера в кабинете, четкая организация всех видов деятельности способствуют их быстрой адаптации. Коррекционная работа с каждым ребенком ведется с учетом его диагноза, умений и навыков если есть таковы. Задача коррекционно-педагогического процесса Монтессори-педагогов является всестороннее развитие ребенка и гармонизация его состояния, адаптация детей в центре, приобретение навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики, выработка умения жить и работать в детском коллективе. А для этого им нужно овладеть рядом практических навыков, в кабинете созданы условия для упражнений в практической жизни и начинать нужно с самого простого.
В Монтессори –кабинете дети любят играть с водой. Они с удовольствием ловят шарики сачком и переносят их в другую емкость. Формируя умение самостоятельно манипулировать предметом (пальцами руки или с помощью другого предмета), педагог создает предпосылки развития внимания, внутренней сосредоточенности, координации движений, тренирует мышцы пальцев и запястий рук. Для ребенка имеющего тяжелую двигательную патологию, взять шарик в руку является сложным действием, не говоря о захвате его, например ситечком. Если же шарики находятся в воде, и при контакте с водой происходит расслабление мышц руки, то в результате нескольких попыток ребенок сможет совершить данное действие, он сможет взять шарик в руку. Собственному действию ребенка предшествует демонстрационный показ, то есть дается образец действия. Педагог развивает в детях аккуратность, точность движений, усидчивость.
Упражнения с водой выполняются не только с детьми маленькими, но и со старшими, с целью тренировки кисти и пальцев руки. Используются упражнения с губкой, пипеткой для переноса воды. При использовании игры «мельница» задачей педагога является научить детей в практической жизни правильно брать кувшин (одной ручкой за «ручку», другой – под «носик», т.е. двумя руками одновременно), аккуратно переливать воду, наблюдать.
М.Монтессори писала: «Чем скорее, чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие». Работая над движениями мелких групп мышц, мы используем специальные модули:
Модуль с прорезями для развития движения запястья позволяет совершать фиксированные, непрерывные движения рукой по направляющим бороздкам.
Модуль для освоения открывания и закрывания бытовых замков используется для тренировки соответствующих навыков.
Модуль вращающиеся зубчатые колеса – совершать маховые, а затем вращательные движения в вертикальной плоскости перед собой, что способствует развитию связей между правым и левым полушариями мозга.
Использование Монтессори-терапии в центре позволяет формировать в детях с дефицитом внимания самостоятельность, аккуратность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, быть независимыми в деятельности и наконец, сказать: «Я все могу». За период пребывания детей в центре, мы получаем маленькие но положительные результаты, которые нужно закреплять и дальше развивать дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Монтессори- терапия как инструмент нормализации поведения детей с дефицитом внимания и нарушением поведения.»
Ахметчина Назгуль Кориковна.
Республика Казахстан. Город Астана.
Филиал корпоративного фонда UMC. Национальный центр детской реабилитации. Должность: Монтессори-педагог.
Тема: Монтессори – терапия как инструмент нормализации поведения детей с дефицитом внимания и нарушением поведения.
Основные принципы Монтессори-педагогики были разработа -ны применительно к детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала Монтессори-терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори-педагогики для коррекционной работы с детьми особыми потребнос -тями.
Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан дидактический Монтессори-материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер его терапевтического воздействия. Он позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств .
Проблема выбора
К недостаткам метода мы могли бы отнести его недифференцированный характер при составлении терапевтических программ для реабилитации различных видов нарушений психической деятельности в целом и при выборе упражнений для индивидуальной коррекционной работы. Мнение создателя метода Марии Монтессори (1870–1952) о том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития, привело к практике свободы выбора ребенком материала для занятий, что способствует развитию самостоятельности и инициативе здорового ребенка. У ребенка с нарушениями развития часто наблюдается недостаточность произвольной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, особенно из большого набора вариантов выбора. Поэтому терапевт испытывает необходимость особым образом сужать «подготовленную среду». Терапевт, особенно в случае работы с тяжелым ребенком, оставляет для занятия лишь часть упражнений, причем выбор конкретных упражнений происходит, в основном, интуитивным образом (L.Anderlik, 1996). Отсутствие дифференцированной программы реабилитации снижает возможности Монтессори-терапии.
Этапы Монтессори-терапии:
1. Консультирование, включающее диагностический этап и формирование терапевтических целей.
2. Начальный терапевтический этап, предполагающий углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствующему уточнению целей и заканчивающийся определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок).
3. Собственно терапевтический, во время которого реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:
- коррекции (негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции – нарушений внимания, мотивации и т.п.)
- оптимизации и стимуляции развития психических функций (в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым – родителем, терапевтом)
- профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний (с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития)
4. Контрольный (оценочный) и прогностический, оценивающий динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и необходимость дальнейшего продолжения терапии .
Цель педагогов:
Предложить помощь ребенку с особыми потребностями, обучить родителей в обычной домашней обстановке найти упражнения, соответствующие уровню развития ребенка. Основным лечебным средством является коррекционно-развивающая среда по Монтессори–педагогике, психологический комфорт, свобода выбора и спокойное, доброжелательное поведение педагога.
Наша работа обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Овладев в достаточной степени более легким материалом, переходим на более сложный. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем не станет держать голову; не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточного сенсорного опыта. Поэтому задача Монтессори - педагогов – помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать материалы в соответствии с диагнозом, с его возможностями.
Помочь ребенку с дефицитом внимания и с нарушением поведения научиться всему, что необходимо для полноценной адаптации в социуме, является важной проблемой в системе современной реабилитации детей. Система Монтессори-терапии используется для активизации собственной деятельности ребенка. Большинство поступающих детей с дефицитом внимания и с нарушением поведения на реабилитацию в РДРЦ не посещают дошкольные учреждения, многие дети находятся на индивидуальном обучении на дому. В первые дни поступления в центр дети малоконтактны, капризны, агрессивны.
Доброжелательная атмосфера в кабинете, четкая организация всех видов деятельности способствуют их быстрой адаптации. Коррекционная работа с каждым ребенком ведется с учетом его диагноза, умений и навыков если есть таковы. Задача коррекционно-педагогического процесса Монтессори-педагогов является всестороннее развитие ребенка и гармонизация его состояния, адаптация детей в центре, приобретение навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики, выработка умения жить и работать в детском коллективе. А для этого им нужно овладеть рядом практических навыков, в кабинете созданы условия для упражнений в практической жизни и начинать нужно с самого простого.
В Монтессори –кабинете дети любят играть с водой. Они с удовольствием ловят шарики сачком и переносят их в другую емкость. Формируя умение самостоятельно манипулировать предметом (пальцами руки или с помощью другого предмета), педагог создает предпосылки развития внимания, внутренней сосредоточенности, координации движений, тренирует мышцы пальцев и запястий рук. Для ребенка имеющего тяжелую двигательную патологию, взять шарик в руку является сложным действием, не говоря о захвате его, например ситечком. Если же шарики находятся в воде, и при контакте с водой происходит расслабление мышц руки, то в результате нескольких попыток ребенок сможет совершить данное действие, он сможет взять шарик в руку. Собственному действию ребенка предшествует демонстрационный показ, то есть дается образец действия. Педагог развивает в детях аккуратность, точность движений, усидчивость.
Упражнения с водой выполняются не только с детьми маленькими, но и со старшими, с целью тренировки кисти и пальцев руки. Используются упражнения с губкой, пипеткой для переноса воды. При использовании игры «мельница» задачей педагога является научить детей в практической жизни правильно брать кувшин (одной ручкой за «ручку», другой – под «носик», т.е. двумя руками одновременно), аккуратно переливать воду, наблюдать.
М.Монтессори писала: «Чем скорее, чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие». Работая над движениями мелких групп мышц, мы используем специальные модули:
Модуль с прорезями для развития движения запястья позволяет совершать фиксированные, непрерывные движения рукой по направляющим бороздкам.
Модуль для освоения открывания и закрывания бытовых замков используется для тренировки соответствующих навыков.
Модуль вращающиеся зубчатые колеса – совершать маховые, а затем вращательные движения в вертикальной плоскости перед собой, что способствует развитию связей между правым и левым полушариями мозга.
Использование Монтессори-терапии в центре позволяет формировать в детях с дефицитом внимания самостоятельность, аккуратность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, быть независимыми в деятельности и наконец, сказать: «Я все могу». За период пребывания детей в центре, мы получаем маленькие но положительные результаты, которые нужно закреплять и дальше развивать дома.