Специальная индивидуальная программа развития учащегося 1 класса
Специальная индивидуальная программа развития учащегося 1 класса
3.1. Заключение ПМПК: относится к категории обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе создания специальных педагогических условий.
Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых) по 2 варианту обучения (СИПР).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития учащегося 1 класса»
1. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя, отчество: Савин Илья Иванович
Дата рождения: 17.06.2014 г.
2. Социальная ситуация развития.
Сведения о семье:
1) полная/неполная: неполная
2) родители (мать/отец): мать признана недееспособной
3) благополучная/неблагополучная: благополучная
4) другие особенности семьи (опекаемые/усыновленные и т.д.): опекаемый
5)взаимоотношения родителей с ребенком: доверительные
6) Родители заинтересованы в коррекционно-развивающей работе с ребёнком.
3. Характеристика развития ребенка.
3.1. Заключение ПМПК: относится к категории обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе создания специальных педагогических условий.
Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых) по 2 варианту обучения (СИПР).
3.2. Данные о физическом здоровье:
нарушения: психоречевые.
Сенсорное развитие ребенка:
- восприятие цвета: различает основные цвета.
- восприятие формы и величины: не дифференцирует.
- тактильное восприятие: избирательно.
- ориентация во времени и пространстве: во времени и пространстве не ориентируется.
Уровень развития речи: низкий уровень развития. Обращенную речь понимает на бытовом уровне.
3.3. Особенности развития познавательных процессов:
ВНИМАНИЕ – требуется постоянная стимуляция со стороны взрослых. Внимание неустойчивое, рассеянное, быстро истощаемое. Объем внимания снижен. Способность к переключению снижена. Легко отвлекается.
ПАМЯТЬ. Скорость запоминания снижена, объем слуховой памяти снижен, объем зрительной памяти снижен, преобладает непроизвольная память.
МЫШЛЕНИЕ - наглядно-действенное, владеет простейшими операциями анализа и синтеза.
Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций:
словарный запас беден. Фонематический слух снижен. Речь с дефектами звукопроизношения.
3.4. Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами.
Поведение пассивное, требующее дополнительной стимуляции. Интерес к ситуации обследования снижен. Расторможен. Соблюдает дистанцию взрослый – ребёнок.
Понимает обращенную речь. Мальчик может выполнять простые речевые инструкции, сопровожденные жестом.
Представления об окружающих предметах, явлениях: может показать в книге животных, детей, назвать их.
Навыки самообслуживания: развиты.
Предметно-практическая деятельность: понимает словесную инструкцию, необходима постоянная помощь при выполнении работы, быстро утомляется.
3.6. Потребность в уходе и присмотре. Необходима помощь со стороны окружающих.
В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения нуждается.
Навыки самообслуживания развиты на достаточном уровне. Физиологические потребности контролирует. Требуется направляющая помощь со стороны окружающих.
3.7. Выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации.
Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной адаптированной программе с коррекцией эмоционально-волевой сферы. Приоритетные образовательные области: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий мир, изобразительная деятельность, музыка и движение, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия.
4. Индивидуальный учебный план
Учебный план реализуется на основе СИПР учитывая психофизические особенности и возможностям учащегося, с учетом рекомендаций ИПР и заключение ТМППК.
Варианты проведения занятий определены в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей учащегося, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, ТМППК, государственной службы медико-социальной экспертизы.
Распределение по предметам осуществляется в пределах, установленной недельной нагрузки, учитывая состояние здоровья и возможности ребенка, по согласованию с законными представителями ребенка. Выбор варианта проведения занятий также согласовывается с родителями.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5.Планируемые результаты освоения обучающимся АООП
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.
Жизненные компетенции
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
-Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.
Овладение навыками коммуникации
-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Ожидаемые личностные результаты:
1.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
2. Принятие роли ученика.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и
образцу действия взрослого;
-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
-показывать на себе части тела и лица;
-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений
частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:
-при общении использовать мимику и жесты;
-определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
-понимать и выполнять действия с предметом;
-повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
-использовать звукоподражания, простые слова, словосочетания для называния объектов окружающего мира;
-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).
6. Содержание образования
Цель –достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством
индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.
Задачи
1.Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.
2.Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с
педагогом в ходе содержательной деятельности.
3.Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого
материала в повседневной жизни.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной
умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению
содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.
2.Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (наговорящего взрослого, на задание);
-умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня»,
«покажи»);
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
-в течение определенного периода времени,
-от начала до конца,
-с заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР сучетом
особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач
происходит как на индивидуальных
занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных
коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной
умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Задачи
Личностные базовые учебные действия
1.Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному
взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.
2.Помочь ребенку освоить позицию ученика.
3.Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на
задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять
действия по подражанию).
4.Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.
5.Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предметные базовые учебные действия
1.Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.
2.Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предмет.
Содержание программыподробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.
7. Условия реализации СИПР
Мальчик находится под постоянным присмотром и контролем взрослых, т.к находится на индивидуальном обучении на дому, которое является оптимальным вариантом для получения общего образования и трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и психологической реабилитации обучающегося.
Наименование
Мероприятия
Сроки
Ответственные
- контроль соблюдения режима дня
по необходимости
Родители, педагоги
8. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Служба сопровождения: тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, классный руководитель, воспитатели.
9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики ребенка.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям ребенка.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится 2 раза в год. В ходе мониторинга специалисты школы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный год.
Критерии оценки уровня сформированности навыка
Баллы
Уровень сформированности навыка
0
Навык или умение отсутствует
1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)
2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого
3
Навык или умение проявляется в половине случаев при значительной помощи взрослого
4
Навык или умение проявляется в большинстве случаев при значительной помощи взрослого
5
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого
6
Навык или умение проявляется в половине случаев при частичной помощи взрослого
7
Навык или умение проявляется в большинстве случаев при частичной помощи взрослого
8
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно
9
Навык или умение проявляется в половине случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно
10
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно
Предметы
Область
Начало года
Конец года
Качественная оценка
Балл
Качественная оценка
Балл
Предметы: окружающий мир,человек
Область:
Самообслуживание
Питание:
Одевание/раздевание:
Гигиенические навыки
Предметы:
Речь и альтернативная
Коммуникация, окружающий
социальный мир, человек
Область:
Общение/коммуникация
Понимание речи:
Продукция звука:
Предметы: коррекционно-развивающие занятия
Область: общение, массаж
Взаимодействие с материалами
Взаимодействие с инструментами
Пальчиковая гимнастика
Игровая деятельность
Самостоятельная игра
Игра со взрослым
Игра с другими людьми
Эмоционально-волевая сфера
Эмоциональная лабильность
Агрессия
Страхи:
Стереотипии
Способность проявлять волевые усилия (для достижения какого-либо результата)
Критичность (к себе и результату деятельности
Тип взаимодействия со взрослыми
11. Постановка дальнейших целей и задач СИПР специалистами ОУ