Создание проблемной ситуации на уроке, как один из основных методов педагогической технологии
Создание проблемной ситуации на уроке, как один из основных методов педагогической технологии
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание проблемной ситуации на уроке, как один из основных методов педагогической технологии»
Создание проблемной ситуации на уроке, как один из основных методов педагогической технологии
В настоящее время в условиях современной школы методики обучения переживают сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Основная цель ФГОС - повышение качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Современное общество заинтересовано в воспитании личности, занимающейся саморазвитием и самореализацией, умеющей оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Педагогические технологии - модели совместной учебной и педагогической деятельности и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Одним из методов является проблемное обучение.
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации –проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы –это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Постановка проблемной ситуации мотивирует находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовые знания, а должны, опираясь на свой опыт и умения, находить пути решения, совершают новые открытия. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Задача современного педагога - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс через постановку проблемной ситуации на уроке.
Урок обучения грамоте «Заглавная буква в кличках животных», 1 класс
На доске записаны слова: Роза, роза. Посмотрите, одно и тоже слово написано по- разному. Какой у вас возникает вопрос?
Постановка проблемы. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы.От чего же зависит выбор буквы? Далее разбираются предложения, в которых употреблены эти слова. Дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова. Имена людей пишутся с заглавной буквы, названия растений – со строчной.
Окружающий мир «Ориентирование на местности», 2 класс. Учитель: Как вы думаете, какой прибор служит для определения сторон горизонта? Ученики: компас. (Шаг 1.) Учитель: Перед нами стоит задача: определить месторасположение памятника А.С.Пушкина, составить план местности, используя компас, стороны горизонта. Но сначала мы должны научиться пользоваться компасом.
Математика, 1 класс.
Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.
(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).
Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
На проблемном уроке обучающиеся:
Больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь
Осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности
Отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу
Важно развивать творчество младшего школьника, и здесь можно выделить следующие способы стимулирования творческих способностей.
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей.
В силу того, что проблемный путь получения знаний всегда требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя говорить вообще о переходе на проблемное обучение.
В обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого и т.п. Лишь сравнительно небольшая часть новых знаний должна приобретаться способом самостоятельных открытий, поэтому мы говорим здесь только об использовании элементов проблемного обучения. Оптимальной структурой учебного материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Литература.
Власова М.В. О проблемном диалоге // Начальная школа: плюс-минус. 2001.-№12.-с.32-34.
Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников //Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.12-13.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.3-7.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. с.60-65.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}