Содержание образования курса «Кубановедения» ориентировано на формирование самостоятельности, культуры мышления. Большая часть тем курса «Кубановедения» развивает творческие способности. Систематическая работа учителя в данном направлении способствуют решению учащимися нестандартных задач, формированию положительного отношения к заданиям исследовательского характера.
Работу по формированию творческих способностей необходимо проводить на каждом уроке кубановедения и во внеурочное время, во время экскурсий, выходов в лес, горы, походов выходного дня. Всё это обеспечивает поступательное развитие ребёнка, даёт целостное представление о мире, о месте в нём человека. Уроки кубановедения должны быть нестандартными.
Педагог должен предлагать детям задания проблемно – поискового характера, должен учить проводить мини – исследования.
Несомненно, задания должны быть посильными, интересными и иметь
повышенный уровень трудности заданий. Всё это повышает у учащихся внутреннюю мотивацию, уверенность в себе, самоуважение, стремление к мастерству.
Опыт моей работы показывает, что у учащихся наибольший интерес вызывают те задания, в которых предлагается что – то исследовать, выбрать цепочку действий, провести анализ, спрогнозировать ситуацию.
Особенно нравятся детям уроки, где можно не только подумать, но и поучаствовать в инсценировке легенды, песни. А вот сочинять легенды нравится ученикам больше всего. Они додумывают конец легенды, т.е. изменяют его. Изменяют количество участников и их роли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок кубановедения »
- Современные подходы к изучению основных тематических разделов предмета кубановедения в 1-4 классах
Учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 5
ЩУКИНАМ.А.
На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края:
степи необъятные,
горы хлеба до небес,
ветки вишен алые,
если лес – так южный лес перед перевалами…
В.Б. Бакалдин
Каким должен быть современный урок кубановедения?
Этой проблеме сейчас уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок кубановедения не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поиска, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения.
« Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и преподаватели, и ученики пришли на него с желанием работать».
В условиях реализации новых стандартов образования важными задачами являются: научить ребенка осознавать безусловную ценность семьи; привить любовь к своей малой Родине – Кубани; сформировать представление о многонациональном составе жителей Кубани.
Главным в структуре преподавания предмета кубановедения является использование системно- деятельностного подхода к обучению
Системно-деятельностный подход - это …
содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоя-тельной познавательной деятель-ности школьника.
Приемы, которые я использую при проведении уроков кубановедения на каждом из этапов урока.
1.Начало урока
Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
2.Актуализация знаний
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы:
2.Актуализация знаний
Шаг за шагом.
Толстый и тонкий вопрос.
Вопросительные слова.
Согласен - не согласен.
Приём “Шаг за шагом”.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. Тема «Природные зоны Краснодарского края» Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного из этой природной зоны .
Прием «Толстый и тонкий вопрос»
Прием позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Универсальный прием , направленный на формирование умения задавать вопросы, может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример: тема Полезные ископаемые»
1.Где на территории Краснодарского края добывают нефть? И т.д
Вопросительные
слова
Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Из чего состоит?
Как используют в хозяйств?
Нефть
Рудные
Строительные
Природный газ
Мергель
песок
Прием согласен- не согласен
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример: тема « Водоемы », можно предложить следующие высказывания:
1.Территорию нашего края омывают два моря :Черное и Азовское.
2. Озеро является искусственным водоемом
3. Самые большие озера :Лаба, Ханское, Абрау и т.д
Изучение нового материала
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета.
Даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Изучение нового материала
Лови ошибку.
З-Х-У
Прием «Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, текст, содержащий неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Прием «Знаю-хочу узнать - узнал»
Формирует:
• умение определять уровень собственных знаний;
• умение анализировать информацию;
• умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
знаю
Хочу узнать
узнал
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После рассказа учителя, обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
4.Решение учебных задач
Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. На данном этапе было бы эффективно использовать приемы системно - деятельностного подхода
- Морфологический ящик
-Создай паспорт
Морфологический ящик.
Прием используется для создания информационной копилки . Модель служит для сбора и анализа информации. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
Пример.
Кубановедение- копилка дат основных исторических событий, народных обычаев, различных видов животных и растений;
Создай паспорт.
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний
Пример. Тема «Природные зоны края»
Создай характеристику природной зоны по плану:
1.Расположение на карте природных зон
2.Климатические условия
3.Растительный мир
4.Животный мир.
5.Занятия населения
5. Рефлексия
Важно помнить!
Рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.
-»Коробок Знаний»
_»Телеграмма»
- «Синквейн «
_ «Мысли во времени»
Прием «Коробок знаний»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Коробка перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я знаю много о водоемах Краснодарского края
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил название природных зон и т.д.
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме
Прием «Телеграмма»
Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
' Пример.Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Прием «Мысли во времени»
Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."