3. Выявление места и причины затруднения | - Начнем мы наше путешествие с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди. -Когда на Кубани появились древние люди? (около миллиона лет назад на Кубани жили древние люди) - Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. - Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека? - Археологи установили, что более двух с половиной тысяч лет назад на Кубани проживали племена меотов. - Прошло много времени с поселения древнего человека. Жилище изменилось? - А как? - Вспомним, в каком веке казаки переселились на Кубань? (в конце 18 века) - Как думаете, изменился ли архитектурный облик Кубани? - А как? | Ставят проблемный вопрос | Выдвижение гипотез Развитие монологической речи |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Чтобы ответить на все наши вопросы мы отправимся в путешествие и познакомимся с архитектурой Кубани разных эпох. I группа – I ряд «Архитектура жизни древнего человека» (с. 41) II группа – II ряд «Архитектура периода жизни меотов» (с.42 - 43) III группа – III ряд «Архитектура первых казачьих станиц». (с. 44) - Давайте определим план наших действий. (В ходе фронтальной беседы появляется план действий каждой экспедиции) План 1. Прочитать информацию в учебниках. 2. Составить рассказ. 3. Заполнить свою часть таблицы «Древние жилища. Современный облик края» | Ищут выход из затруднения, составляют план самостоятельной работы | Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание по алгоритму; — оценивать правильность выполнения учебного задания. |
6. Первичное закрепление | Ответы учащихся и дополнения учителя, показ презентации. 1 группа - Расскажите о жилищах древнего человека. Учитель дополняет и показывает слайды. - Чем занимались древние люди? 2 группа - Расскажите о жилищах меотов. Учитель дополняет и показывает слайды. Прошли тысячелетия и люди стали строить жилища, напоминающие большие корзины, обмазанные глиной, с крышей из соломы или из камыша. В таких хижинах жили меоты. Почему же они получили такое название? «Меоты» означает «море, которое мутнеет» или «соленое болото». Потому что жили возле плавней, селились по высокому берегу реки Кубань. Главным занятием было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Животные помогали пахать. Меоты были ремесленниками. Они умели плавить металл, изготавливать глиняную посуду. Их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. - Как называлось поселение меотов? (Городище) - Каковы особенности городище? (Городище огораживали рвом, валом и частоколом). Если земля была слишком рыхлой, то строительную площадку заливали плотной глиной. 3 группа - Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее период переселения казаков на Кубань. - Расскажите, что собой представляло кубанское жилище в 18-19 веках? - На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи». В хатах было просто и уютно. Расскажите о внутреннем убранстве казачьей хаты. (Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок). На видное место ставили кровать с горой подушек, резные и расписные сундуки - приданное дочерей) - Как называли казачье жилище? (Хата, мазанка, курень) - Как же строились хаты на Кубани? Казаки строили хаты 2 видов. (турлучные и саманные) Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома? - Что располагалось во дворе? (Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник) - Как выглядели первые казачьи поселения? - Вспомните нашу экскурсию в Атамань. (В центре станицы площадь, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней). | Отвечают по своему проблемному вопросу, слушают дополнения учителя | Коммуникативные умения: — формулировать речевое высказывание;. Личностные умения: — творческое отношение к процессу составления рассказа об архитектуре края Познавательные умения: — выполнять задание, используя приобретённые знания и умения; — выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для представления результата Предметные умения: рассказывать об особенностях архитектуры заданной эпохи |