5
Краевой фестиваль кубановедения
Учебно – познавательная деятельность
по предмету «Кубановедение»
Выполнила
Хоружая Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 36
ст. Новодмитриевской муниципального образования
Северский район
2014 г.
На современном этапе своего развития Российская Федерация представляет собой государство, в котором стремительно меняется представление людей о самих себе, продолжается процесс формирования новых ценностей, в том числе и национального самосознания. Одним из факторов, положительно влияющих на эти процессы, является изучение общественных, естественных, филологических дисциплин, среди которых все большее значение приобретает региональный компонент и преподавание предмета Кубановедение.
Слайд 2.
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Приоритетами преподавания курса кубановедения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются:
соответствие личностным и метапредметным результатам, заявленным в ФГОС;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России;
понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки;
представление об истории Кубани как неотделимом элементе истории России;
привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России;
формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.
Важной задачей в преподавании предмета «Кубановедение» является переосмысление целей образования, требований к организации процесса обучения и взаимодействия с ребенком, как активным субъектом учебной деятельности, применение новых педагогических технологий. Изменение структуры уроков «Кубановедения» в соответствии с системно-деятельностным методом обучения с целью развития универсальных учебных действий (УУД), мотивирования обучающихся к познавательной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета «Кубановедение»
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учитывая всё выше изложенное, я строю уроки, используя современные подходы к изучению предмета «Кубановедение».
На современном уроке важен этап включения ученика в мыслительный процесс, создание условий интереса к учебному материалу и потребности этот интерес удовлетворить. В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. В связи с этим в своей работе я использую следующие образовательные приёмы:
Слайд 3.
а) для мотивирования к учебной деятельности:
блиц – опрос (направлен на развитие быстроты мыслительной деятельности, быстроты реакции);
«мозговой штурм» (направлен на развитие творческого типа мышления);
цифровой или буквенный диктант;
«Верные, неверные высказывания»;
ассоциативный ряд;
ролевой сюжет;
видеосюжет;
музыкальный фрагмент;
проблемная ситуация;
б) для актуализации знаний:
интеллектуальная разминка;
эксперимент;
в) при изучении нового материала:
рассказ – эстафета;
заочное путешествие;
экскурсии;
презентации;
исследование;
г) при самостоятельной работе:
«Найди ошибку»;
кроссворды;
игры – викторины;
д) при повторении:
тест;
составление таблиц;
решение или составление кроссворда;
презентация.
Слайд 4.
На различных этапах урока практикую работу групповую работу. Она активизирует познавательную деятельность школьников, прививает культуру общения. Во время групповой работы проводится самостоятельная, познавательная, исследовательская деятельность учащихся. Дети учатся самостоятельно добывать знания из разных источников информации, критически осмысливать информацию, делать выводы, аргументировать их, а также решать возникающие проблемы, используя добытые факты. Дети, нежелающие работать в группе, получают индивидуальное задание.
Слайд 5.
В своей работе я использую технологию исследовательской и проектной деятельности. Именно исследования в обучении делают ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Большинство исследовательских заданий – небольшие поисковые задачи, требующие всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы. На уроках применяю такие виды исследований как: опыты с предметами и их свойствами, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по “ленте времени”, информационный мини-проект (дополнительный материал по теме).
Учащиеся с удовольствием и большим интересом участвуют в исследовательской работе. Проекты защищаются учащимися на уроках кубановедения. Лучшие из них были представлены на школьной научно – практической конференции «Я – гений». В 2014 году в краевом конкурсе «Проектная деятельность при изучении предмета «Кубановедение» работа Лепа Кристины «Табаководство на Кубани» заняла 1-е место на муниципальном этапе.
Слайд 6.
В целях повышения качества преподавания предмета «Кубановедение» я применяю информационно-компьютерные технологии на уроках: использую Интернет - ресурсы, обрабатываю текстовую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов, создаю презентации, разрабатываю тесты с использованием системы электронного голосования Mimio Vote 24.
Также провожу виртуальные экскурсии, где дети могут побывать в разных уголках нашей малой родины: в лесу, на цветущей поляне, у реки и в море, увидеть исторические памятники. Учащиеся наблюдают за удивительным миром природы, но только с экрана, который не может передать запаха полевых цветов, дуновения ветерка, услышать стрекотания кузнечиков.
Слайд 7.
Поэтому особое место в рамках реализации образовательной программы по предмету «Кубановедение» я отвожу экскурсиям, т. к. экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Экскурсии убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей малой родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.
Учащиеся должны быть готовы к экскурсии. Поэтому я заранее знакомлю их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяю детей на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначаю среди группы старшего, распределяю между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.
На экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяю рассказ, на исследовательских – объяснение и беседу.
Слайд 8.
Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, прибегаю к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.
С целью формирования у учащихся универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода в обучении при организации практических и лабораторных работ я использую комплекты лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой», «Воздух и атмосферное давление», развивающие у младших школьников практические навыки работы с учебно – измерительными комплексами, а также магнитные плакаты с набором карточек и методическими указаниями:
«Природное сообщество водоема»;
«Природное сообщество леса»;
«Природное сообщество луга»;
«Птицы зимой».
При таком обучении происходит исследование вещей и явлений окружающего мира, природы, доступное и привлекательное для детей, где учащиеся получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.
Слайд 9.
Кроме того, для поддержания стабильного интереса к учебной работе и лучшего усвоения программного материала использую нетрадиционные формы урока: театрализованные уроки («Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»), урок – путешествие («Мой родной край. Прошлое и настоящее», «Одежда черноморских казаков», «Народные ремёсла Кубани», «Населённые пункты Краснодарского края»), урок – викторина («Колесо истории», «Радетели земли кубанской»), урок – турнир («Города Кубани»), урок – «живая газета» («Нет в мире краше Родины нашей»), урок – «аукцион знаний».
Слайд 10.
Также для повышения учебной мотивации я практикую домашние задания творческого характера с разной целью:
подготавливающие к изучению новой темы (например, взять интервью у своих родственников, соседей, знакомых перед изучением темы «Профессии моих земляков»; подготовить сообщения перед изучением темы «Населённые пункты Краснодарского края», «День Победы - всенародный праздник», «Жизнь дана на добрые дела»);
способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного на уроке (например, после изучения темы «Народные ремёсла Кубани» составить эскиз вышивки полотенца, используя орнаменты, характерные для Кубани);
способствующие развитию самостоятельности мышления путём выполнения заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала (например, составить ребус или кроссворд по изученной теме, дописать сказку по началу и концовке, изобразить герб нашей станицы).
В домашнем задании есть обязательная часть для выполнения и часть по выбору, которую можно выполнять индивидуально, парами или группами, самостоятельно или с родителями (например, перед изучением темы «Профессии моих земляков» взять интервью у своих родственников, соседей, знакомых – обязательная часть; подготовить рассказ с использованием мультимедийной презентации – часть по выбору).
Слайд 11.
Таким образом, в результате использования современных подходов к изучению предмета «Кубановедение» повысилось качество обучения учащихся за счет интереса к деятельности, активной и осмысленной работы. Новые формы урока очень продуктивны, так как подготовка к ним заставляет очень чётко структурировать излагаемый материал, продумывать логику повествования до мельчайших подробностей, отбирать наиболее содержательный, важный материал, продумывать сопровождение, чтобы создать единый эмоциональный образ, что способствует более полному и осмысленному восприятию учащимися излагаемого материала. Уроки интересны ученикам, и, как правило, результативность их выше, чем традиционных.