Среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Эти дети плохо адаптируются в школе, и встаёт вопрос, на сколько их развитие соответствует младшему школьному возрасту.
Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе.
Не готовые к школе дети, в личностном плане более инфантильны, нежели их сверстники, психологически готовые к школе и являющиеся младшими школьниками.
Начало обучения ребёнка в школе связано с необходимостью учёта ряда важных психологических закономерностей развития детей.
В этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребёнку.
Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. Однако не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка. Это, прежде всего, комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.
Особенностью первоклассников является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, первоклассник в основном лишь повторяет то, что ему говорит взрослый.
Это касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У первоклассников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её.
На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний.
Что касается уровня притязаний ребёнка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи повышает мотив достижения успехов, делая его устойчивым.
У первоклассников на базе уже полученного опыта учебной, игровой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. У детей возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот.
У первоклассников, психологически готовых к школьному обучению, мотивационная сфера и самооценка характеризуются особенностями, свойственными младшему школьному возрасту, а у первоклассников, психологически не готовых к школе, – особенностями, свойственными дошкольному возрасту.
Современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей не происходит соответствующих изменений в мотивационной сфере, продолжает ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (игровая мотивация и т.д.).
Если в одном классе учатся первоклассники, психологически готовые и не готовые к школе, то это проявляется не только в различных интеллектуальных возможностях усвоения школьной программы учащимися, но и в различном отношении к учебе как серьезному виду деятельности, а также в различиях в характере самооценки своих достижений и возможностей. При этом детей мотивационно не готовых к школьному обучению и не обладающих внутренней позицией школьника большинство.
Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный первоклассник »
Современный первоклассник. Каков он.
Среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Эти дети плохо адаптируются в школе, и встаёт вопрос, на сколько их развитие соответствует младшему школьному возрасту.
Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе.
Не готовые к школе дети, в личностном плане более инфантильны, нежели их сверстники, психологически готовые к школе и являющиеся младшими школьниками.
Начало обучения ребёнка в школе связано с необходимостью учёта ряда важных психологических закономерностей развития детей.
В этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребёнку.
Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. Однако не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка. Это, прежде всего, комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.
Особенностью первоклассников является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, первоклассник в основном лишь повторяет то, что ему говорит взрослый.
Это касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У первоклассников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её.
На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний.
Что касается уровня притязаний ребёнка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи повышает мотив достижения успехов, делая его устойчивым.
У первоклассников на базе уже полученного опыта учебной, игровой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. У детей возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот.
У первоклассников, психологически готовых к школьному обучению, мотивационная сфера и самооценка характеризуются особенностями, свойственными младшему школьному возрасту, а у первоклассников, психологически не готовых к школе, – особенностями, свойственными дошкольному возрасту.
Современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей не происходит соответствующих изменений в мотивационной сфере, продолжает ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (игровая мотивация и т.д.).
Если в одном классе учатся первоклассники, психологически готовые и не готовые к школе, то это проявляется не только в различных интеллектуальных возможностях усвоения школьной программы учащимися, но и в различном отношении к учебе как серьезному виду деятельности, а также в различиях в характере самооценки своих достижений и возможностей. При этом детей мотивационно не готовых к школьному обучению и не обладающих внутренней позицией школьника большинство.
Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте.