Просмотр содержимого документа
«Психологическая характеристика современного первоклассника»
Консультация для родителей
«Психологическая характеристика современного
первоклассника»
Выполнила : воспитатель ГБДОУ № 37
Архипова О.И.
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-90-х гг. прошлого века: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции школьника и мотивационного аспекта деятельности, социальных условиях.
Особенности современных первоклассников и их окружения:
У нынешнего поколения более слабое здоровье (в среднем по 1 человеку на класс с 1-ой группой здоровья, в то время, как в начале 90-х таких детей было больше половины класса).
Социальная незрелость. Первоклассник остаётся по сути дошкольником, не обладающим элементарными навыками самообслуживания (переодевание, шнурование, поиск учебных принадлежностей к уроку в своём же портфеле) и родители это «оставание в детстве», поощряют, требуя непременного поощрения «детскости» и от школы («Снизойдите, это же первоклассник!») Но Программы и их требования рассчитаны на среднего ученика-первоклассника! Массовая школа с наполняемостью классов в 30 человек соответствовать этому требованию (всех переодеть, зашнуровать, приготовить к уроку) не в силах. Т. о., внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослыми.
Внезапно появившаяся и с невероятной силой вспыхнувшая агрессивность родителей, порой беспочвенная, «профилактическая» в отношении школы и учителей, продиктованная предыдущей причиной и пропагандой СМИ.
Вопиющая психолого-педагогическая безграмотность существенной части родителей, отсутствие стремления к этим знаниям, ложная самозначимость в этом вопросе, низкая социальная зрелость самих родителей. Фразы: «Его убить только осталось», «Он – источник всех наших проблем» и подобные в отношении первоклассников в последние годы родители произносят особенно часто с полной серьёзностью, без всякого переносного смысла.
Часты попытки родителей снять с себя ответственность за воспитание, обучение и обеспечение детей (к школьному обучению в частности), самоустраниться, переложить ответственность на плечи школы и учителя, но оставить себе лишь контролирующие функции. Приходится напоминать о существовании ст. 52 п.п.2, 5 Закона «Об Образовании».
Родители учат детей с пелёнок читать (в прямом смысле с пелёнок) по зарубежным «модным» методикам, это обучение занимает годы. В то время, как в старшем дошкольном детстве нормально развитые дети готовы без особого труда овладеть механизмом чтения за месяц школьного обучения. Школа вынуждена порой переучивать «рубленое» чтение и «копировальное» письмо детей, заранее наученных неспециалистами; а переучивать, как известно, тяжелее, чем учить.
Дошкольное детство в лице ДОУ оставляет «свои родные» занятия рисованием, аппликацией, играми и т.п. по требованию родителей, переключаясь на натаскивание детей к школе, а именно на обучение чтению, наивно полагая, что в нём одном заключается школьная зрелость. При этом, соответственно, игнорируется или уходят на второй план расширение кругозора, развитие тонкой моторики руки совместно с мышлением, которое, как известно, «на кончиках пальцев» в лепке, в рисовании карандашами. Играть в игры по правилам становится некогда, а ведь они влияют на формирование социальной зрелости и волевой регуляции – ещё двух важных компонентов школьной готовности, кроме интеллектуальной, о которых с откровением узнают родители, порой, к сожалению, поздно. Детсадовские занятия зачастую уходят от игры, приобретают форму школьно-урочной системы. Натасканность детей такими занятиями радует первый месяц, но развенчивается в процессе дальнейшего обучения, когда после первых адаптационных рассказываний сказок по картинкам уровня ясельной группы («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба») появляются иллюстрации к литературным сказкам , перечисленным в классической программе ДОУ Васильевой для узнавания и называния старшими дошкольниками, обнаруживается стерильность кругозора (двое детей из 25 узнали сказку А. С. Пушкина «…о спящей Царевне и о семи богатырях»: один назвал автора, другой – сказку). Практически все дети к началу школьного обучения худо-бедно читают, но лишь малая (очень малая) доля их рисует, а это исключительно возрастное, их «родное», естественное занятие. Услышать: «Я не умею читать!» двадцать лет назад было в порядке вещей, слышать: «Я не умею рисовать!» дико; сейчас ситуация в этом отношении изменилась с точностью до наоборот и родителям не кажется абсурдной.
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте. В противном случае нарушается дальнейшее психическое развитие ребенка.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна, словарный запас, как правило, сводится к штампам из передач сомнительного содержания и современных мультфильмов не самых детских телевизионных каналов.
Современные дети очень активны. Они рассудительны и хорошо говорят. Работать с такими детьми с одной стороны очень интересно. С другой стороны нынешние дети наряду с гиперактивностью очень невнимательны и неусидчивы. Еще и потому, что они считают, что уже все давно знают.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, не обременённое рамками воспитания. Они много знают о своих правах и мало о своих обязанностях, зато искренне считают, что у учителей есть только обязанности при полном отсутствии их прав.
Дети практически перестали играть в коллективные игры по правилам, социализирующими, тренирующими коммуникативную сферу. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы, правила поведения в обществе.
Группы и классы для детей с ЗПР, встречавшиеся когда-то в интернатах для сирот, теперь обычное дело в детсадах и школах для родительских детей с живыми и здоровыми мамами-папами.
Соответственно встает вопрос – такое положение вещей – это отражение исторических и социальных изменений в обществе, в результате чего изменились временные рамки наступления младшего школьного возраста? Наверное, да, ибо почти все перечисленные особенности первоклассников и их окружения имеют социальные корни.
Если обратиться к работам Л.И.Божович (1908 – 1981 г.г.) и ее последователей то, можно сказать, что психологический портрет первоклассника их времени был менее инфантилен, чем психологически портрет современных первоклассников.
ЛИТЕРАТУРА:
Гринева М. С. «Внутренняя позиция школьника современного первоклассника»; http://psychlib.ru/mgppu/disers/GrinevaMS/GVp-a-023.htm;
Пикфорд Л. А. «Характеристика личностного развития современных первоклассников»; http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30155_full.shtml;
Чканикова А. «Современные первоклассники: кто они?»; http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200824;