kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая характеристика современного первоклассника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей "Психологическая характеристика современного первоклассника"

Просмотр содержимого документа
«Психологическая характеристика современного первоклассника»



Консультация для родителей








«Психологическая характеристика современного


первоклассника»



Выполнила : воспитатель ГБДОУ № 37

Архипова О.И.
























Современный первоклассник имеет следующие особенности:

Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-90-х гг. прошлого века: эти отличия обнаруживаются в сфере самосознания, содержании внутренней позиции школьника и мотивационного аспекта деятельности, социальных условиях.

Особенности современных первоклассников и их окружения:

У нынешнего поколения более слабое здоровье (в среднем по 1 человеку на класс с 1-ой группой здоровья, в то время, как в начале 90-х таких детей было больше половины класса).

Социальная незрелость. Первоклассник остаётся по сути дошкольником, не обладающим элементарными навыками самообслуживания (переодевание, шнурование, поиск учебных принадлежностей к уроку в своём же портфеле) и родители это «оставание в детстве», поощряют, требуя непременного поощрения «детскости» и от школы («Снизойдите, это же первоклассник!») Но Программы и их требования рассчитаны на среднего ученика-первоклассника! Массовая школа с наполняемостью классов в 30 человек соответствовать этому требованию (всех переодеть, зашнуровать, приготовить к уроку) не в силах. Т. о., внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослыми.

Внезапно появившаяся и с невероятной силой вспыхнувшая агрессивность родителей, порой беспочвенная, «профилактическая» в отношении школы и учителей, продиктованная предыдущей причиной и пропагандой СМИ.

Вопиющая психолого-педагогическая безграмотность существенной части родителей, отсутствие стремления к этим знаниям, ложная самозначимость в этом вопросе, низкая социальная зрелость самих родителей. Фразы: «Его убить только осталось», «Он – источник всех наших проблем» и подобные в отношении первоклассников в последние годы родители произносят особенно часто с полной серьёзностью, без всякого переносного смысла.

Часты попытки родителей снять с себя ответственность за воспитание, обучение и обеспечение детей (к школьному обучению в частности), самоустраниться, переложить ответственность на плечи школы и учителя, но оставить себе лишь контролирующие функции. Приходится напоминать о существовании ст. 52 п.п.2, 5 Закона «Об Образовании».

Родители учат детей с пелёнок читать (в прямом смысле с пелёнок) по зарубежным «модным» методикам, это обучение занимает годы. В то время, как в старшем дошкольном детстве нормально развитые дети готовы без особого труда овладеть механизмом чтения за месяц школьного обучения. Школа вынуждена порой переучивать «рубленое» чтение и «копировальное» письмо детей, заранее наученных неспециалистами; а переучивать, как известно, тяжелее, чем учить.


Дошкольное детство в лице ДОУ оставляет «свои родные» занятия рисованием, аппликацией, играми и т.п. по требованию родителей, переключаясь на натаскивание детей к школе, а именно на обучение чтению, наивно полагая, что в нём одном заключается школьная зрелость. При этом, соответственно, игнорируется или уходят на второй план расширение кругозора, развитие тонкой моторики руки совместно с мышлением, которое, как известно, «на кончиках пальцев» в лепке, в рисовании карандашами. Играть в игры по правилам становится некогда, а ведь они влияют на формирование социальной зрелости и волевой регуляции – ещё двух важных компонентов школьной готовности, кроме интеллектуальной, о которых с откровением узнают родители, порой, к сожалению, поздно. Детсадовские занятия зачастую уходят от игры, приобретают форму школьно-урочной системы. Натасканность детей такими занятиями радует первый месяц, но развенчивается в процессе дальнейшего обучения, когда после первых адаптационных рассказываний сказок по картинкам уровня ясельной группы («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба») появляются иллюстрации к литературным сказкам , перечисленным в классической программе ДОУ Васильевой для узнавания и называния старшими дошкольниками, обнаруживается стерильность кругозора (двое детей из 25 узнали сказку А. С. Пушкина «…о спящей Царевне и о семи богатырях»: один назвал автора, другой – сказку). Практически все дети к началу школьного обучения худо-бедно читают, но лишь малая (очень малая) доля их рисует, а это исключительно возрастное, их «родное», естественное занятие. Услышать: «Я не умею читать!» двадцать лет назад было в порядке вещей, слышать: «Я не умею рисовать!» дико; сейчас ситуация в этом отношении изменилась с точностью до наоборот и родителям не кажется абсурдной.

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. Объединение в одном классе первоклассников, психологически готовых и не готовых к школьному обучению, означает для педагога, что он одновременно должен работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая своеобразие каждого психологического возраста и закономерности развития в этом возрасте. В противном случае нарушается дальнейшее психическое развитие ребенка.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна, словарный запас, как правило, сводится к штампам из передач сомнительного содержания и современных мультфильмов не самых детских телевизионных каналов.

Современные дети очень активны. Они рассудительны и хорошо говорят. Работать с такими детьми с одной стороны очень интересно. С другой стороны нынешние дети наряду с гиперактивностью очень невнимательны и неусидчивы. Еще и потому, что они считают, что уже все давно знают.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, не обременённое рамками воспитания. Они много знают о своих правах и мало о своих обязанностях, зато искренне считают, что у учителей есть только обязанности при полном отсутствии их прав.

Дети практически перестали играть в коллективные игры по правилам, социализирующими, тренирующими коммуникативную сферу. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы, правила поведения в обществе.

Группы и классы для детей с ЗПР, встречавшиеся когда-то в интернатах для сирот, теперь обычное дело в детсадах и школах для родительских детей с живыми и здоровыми мамами-папами.

Соответственно встает вопрос – такое положение вещей – это отражение исторических и социальных изменений в обществе, в результате чего изменились временные рамки наступления младшего школьного возраста? Наверное, да, ибо почти все перечисленные особенности первоклассников и их окружения имеют социальные корни.

Если обратиться к работам Л.И.Божович (1908 – 1981 г.г.) и ее последователей то, можно сказать, что психологический портрет первоклассника их времени был менее инфантилен, чем психологически портрет современных первоклассников.

ЛИТЕРАТУРА:

Гринева М. С. «Внутренняя позиция школьника современного первоклассника»; http://psychlib.ru/mgppu/disers/GrinevaMS/GVp-a-023.htm;

Пикфорд Л. А. «Характеристика личностного развития современных первоклассников»; http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30155_full.shtml;

Чканикова А. «Современные первоклассники: кто они?»; http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200824;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Психологическая характеристика современного первоклассника

Автор: Архипова Ольга Ивановна

Дата: 09.11.2019

Номер свидетельства: 526240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет) "
    ["seo_title"] => string(104) "psikhologhichieskaia-kharaktieristika-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "114361"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411463002"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарная разработка родительского собрания"
    ["seo_title"] => string(45) "stsienarnaiarazrabotkaroditielskoghosobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "292937"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455374869"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства