kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы» направлен насовершенствование психологической компетентности педагогов в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.

Семинар практической направленности включает следующие виды работ: дискуссия,мини-лекция, плнирование пед. деятельности, упржнения на рефлексию, самооценку работы в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для учителей.»

Семинар «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы»

Цель: содействовать совершенствованию психологической компетентности педагогов в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.

Задачи:

  • информировать педагогов о различных трудностях в обучении современных первоклассников;

  • познакомить с условиями, помогающими младшим школьникам преодолеть затруднения в освоении общеобразовательной программы.

Форма проведения: семинар-практикум.

План семинара.

  1. Введение. Цель и задачи семинара.

  2. Понятие «Школьные трудности».

  3. Педагогические, психологические трудности в обучении.

  4. Трудности в обучении современных первоклассников.

  5. Психолого-педагогические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся.
    Оборудование: карточки с характерными трудностями обучения современных первоклассников; анкета «Обратная связь» (приложение 1), рекомендации психолога (приложение 2), ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.


Ход семинара.

Орг. момент. Вступительное слово психолога.

Практически каждый ребенок сегодня приходит в школу, имея элементарные знания в письме, чтении и счете. При этом возникает вопрос: почему через небольшой временной отрезок у современных первоклассников возникают поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, появляются трудности в освоении учебного материала?

Под школьными трудностями понимается весь комплекс проблем, которые возни­кают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здо­ровья и снижению успеш­ности обучения.

Актуализация знаний. Упражнение «Ассоциации».

Цель описать затруднения первоклассников в учебе.

Каждый учитель по кругу говорит одно-два слова, которое указывает на затруднения современных первоклассников в процессе обучения.

Формулировка проблемы. Определите, какие трудности первоклассников, связанные с педагогической готовностью к обучению в школе и с психологической готовностью звучали в предложенных ответах.

Сообщение темы семинара. Тема, которую мы сегодня рассматриваем- «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы». Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

  • Чем отличаются психологические затруднения от педагогических трудностей современных первоклассников?

  • Какие психолого-педагогические условия в учебно-воспитательном процессе необходимо создать для успешного преодоления затруднений первоклассников?

  • Влияет ли уровень готовности первоклассника к систематическому обучению в школе?

Постановка цели и задач семинара.

Основной целью семинара является: содействовать совершенствованию психолого-педагогической компетентности учителей в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.

Сегодня на семинаре мы с вами познакомимся с таким понятием, как «Школьные трудности»; вспомним характеристику педагогических и психологических трудностей в обучении; определим условия для преодоления этим трудностей; представим планы по оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающих затруднения в процессе обучения.

Работа по теме семинара. Психолог. Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-х гг. прошлого века.

Практическая работа. Работа в группах.

Группа I. Распределите карточки с психологическими особенностями современных детей к обучению в школе.

Группа II. Распределите карточки с педагогическими особенностями современных детей к обучению в школе.

Карточки для учителей.

  1. У современных детей 6-7 лет внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности.

  2. Внутренняя позиция школьника у современных первоклассников, в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослым.

  3. Период формирования раннего образа Я у современных детей становится более продолжительным.

  4. Современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).

  5. Современные первоклассники более самостоятельны и независимы, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Это качество будет способствовать развитию самоорганизованности, однако в школе может стать причиной проблем с дисциплиной.

  6. Современные первоклассники сильно разобщены. Дети редко встречаются со сверстниками и играют в коллективные игры. Компьютеры, айпады, айфоны, различные гаджеты — теперь играют незаменимую роль в жизни каждого современного ребенка. Они находят огромное количество полезной информации в интернете. Теперь существует огромное количество виртуальных игр, которые так любят дети. Поэтому возникают коммуникационные проблемы, которые испытывают дети в первом классе.

  7. Не всегда взрослые являются авторитетными персонами у будущих школьников. И это может отражаться на взаимоотношениях с преподавателями.

  8. Завышенная самооценка современных первоклассников чаще всего формируется благодаря так называемой слепой любви родителей. Мама и папа стараются купать малыша в своей любви. Иногда это становится причиной избалованности и эгоизма ребенка. В присутствии родителей такой малыш будет капризным, требовательным.

  9. Специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с поведенческими расстройствами: у школьников наблюдаются гиперактивность, тревожность, агрессия и т.д. На уроках такие дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим.

  10. В современном мире каждый день школьники получают огромное количество разнообразной информации, интенсивно получают знания. Но детская психика бывает не готова к такому бурному потоку, и первоклассники получают мощный стресс и нежелание посещать учебное заведение.

  11. Современные школьники поступают на обучение в 1-ый класс с различным уровнем развития познавательных процессов.

  12. В настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.

  13. Одна из основных проблем для современных младших школьников — это обилие дополнительных занятий. Ребенок, который пошел в первый класс — это зона дополнительного внимания для педагогов и родителей.

  14. Целью современных школьных программ является разностороннее развитие ребенка, развитие его мышления и приучение его к самостоятельности, но в реальной жизни бывает и по-другому: ребенку не учение, а одно мучение. Дети, регулярно сталкиваясь с чем-то непонятным, вырабатывают в себе чувство неуверенности. Интеллектуальные сверх нагрузки вредны для здоровья: дети могут испытывать постоянную усталость, терять мотивацию к обучению, становиться нервными, плаксивыми.

Итог. Психолог. Без психолого-педагогических знаний, которые провоцируют неуспешность в обучении первоклассников, невозможно создать оптимальные условия для преодоления затруднений, принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Групповая дискуссия.

Психолог. – Как определить готов ли первоклассник к систематическому обучению в школе? Поразмышляйте над проблемой психолого-педагогической готовности к обучению.

Вопросы к дискуссии.

  • Почему необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения?

  • В чем может проявляться неподготовленность к школьному обучению?

  • Как учитель может использовать начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе?

  • Как проходит процесс адаптации у детей, не готовых к систематическому обучению?

  • Составьте план, в котором будут представлены мероприятия по преодолению затруднений первоклассников не готовых к обучению.

Психолог. Представьте план группы по оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающими затруднения в процессе обучения.

Практическая работа. Упражнение «Закончи предложение».

Психолог. Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои мероприятия по педагогической поддержке первоклассников— это …

Задание группам учителей.

Группа I. Составить рекомендации «Психологические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся».

Группа II. Составить рекомендации «Педагогические условия, способствующие успешному преодолению трудностей учащихся».

Знакомство с рекомендациями. Психолог. Предлагаю вам познакомиться с условиями, которые можно создать для преодоления затруднений первоклассников в учебном процессе. Во время чтения каждый учитель отмечает знаком “+” то условие, которое он уже использует в своей работе. Условие, которое вам покажется интересным – запишите.

Подведение итога. Рефлексия. Какие задачи мы решали на семинаре?

Психолог. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Психолог. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять в работе.


Приложение 1.

Анкета «Обратная связь»


Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________


Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________


Ваши пожелания

________________________________________________________


Приложение 2.

Рекомендации психолога
«Осуществление благоприятной адаптации учащихся 1-х классов к учебному процессу»

1. Обратить внимание на результаты стартовой психологической диагностики и при составлении поурочных планов использовать задания и игры  развивающего характера по выявленным проблемам.

2. Использовать методы и приемы,  развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.

3. Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.

4. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе, формируя позитивное отношение к учению.

5. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности  для каждого ученика.


Информационные источники

1.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskaya-adaptatsiya-pervoklassnikov-k-obucheniyu-v-shkole (Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе). 2. http://5fan.ru/wievjob.php?id=31644 (Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе).
3. http://works.tarefer.ru/64/100528/index.html (Проблемы готовности детей к обучению в школе). 4. http://www.twirpx.com/file/653552/ (Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах). 5.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/09/13/psikhologicheskaya-adaptatsiya-pervoklassnikov (Рекомендации психолога). 6. https://deti.mail.ru/child/problemy-sovremennyh-pervoklassnikov/ (Проблемы современных первоклассников).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Градусова Елена Анатольевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства