kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современный урок в начальной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современный урок в начальной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО».»

Современный урок в начальной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО







Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.



Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.



Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:



- ставит цели,



- решает задачи,



- отвечает за результаты.



Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.



Что значит "деятельность"?



- целеустремленная система;



- есть обратная связь;



- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.



Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:



1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.



2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.



3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).



4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).



5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.



6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.



7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.



Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.



Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:



Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;



Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;



Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.



Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.



Новый результат формулируется в виде конкретных задач:



1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)



2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)



3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)



Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения



Меняется и представление об уроке.



Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.



Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные



Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работыпроцесса обучения – изменение структуры урока. Напомню типология уроков А.К. Дусавицкого.



Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.



1. Урок постановки учебной задачи.



2. Урок решения учебной задачи.



3. Урок моделирования и преобразования модели.



4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.



5. Урок контроля и оценки.



Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»



Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:



1. уроки «открытия» нового знания;



2. уроки рефлексии;



3. уроки общеметодологической направленности;



4. уроки развивающего контроля.



1. Урок «открытия» нового знания.



Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия.



Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



2. Урок рефлексии.



Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).



Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.



3. Урок общеметодологической направленности.



Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.



Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.



4. Урок развивающего контроля.



Деятельностная цель:формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.



Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.



Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:



1. предъявление контролируемого варианта;



2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;



3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;



4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.



Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:



1. написание учащимися варианта контрольной работы;



2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;



3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.



Для практической работы в группах рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания на основе технологии деятельностного подхода и урок решения частных задач.



Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода



1.Мотивирование к учебной деятельности.



Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:



1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);



3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).



В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.



2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.



Соответственно, данный этап предполагает:



1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.



3.Выявление места и причины затруднения.



На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:



1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;



2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.



4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).



На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.



5.Реализация построенного проекта.



На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.



6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.



Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.



8. Включение в систему знаний и повторение.



На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.



Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).



На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.



Моделирование урока с позиции системно











Учитель







деятельностного подхода:















Ученик



Создание проблемной ситуации



Принятие проблемной ситуации



Выявление проблемы



Управление поисковой деятельностью



Самостоятельный поиск



Обсуждение результатов
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Современный урок в начальной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО».

Автор: Закалина Елизавета Николаевна

Дата: 28.04.2020

Номер свидетельства: 548214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как  инструмент практической реализации ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-nachal-noi-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-instrumient-praktichieskoi-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "226130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440081122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства