Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО
Доклад «Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО» может быть полезен при подготовке выступления к педагогическому совету, конференции. состоит из 2 частей:
Технологическая карта урока это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Практическая часть – составление технологической карты по русскому языку. Тема урока «Однокоренные слова»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО »
«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО»
Медведева Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск
Технологическая карта урока это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Практическая часть – составление технологической карты по русскому языку. Тема урока «Однокоренные слова»
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта это форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников. Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств её прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную, составляющую, взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, нам педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать «универсальные учебные действия» у учащихся на уроках.
Составлением технологических карт урока занимаются учителя давно. Задача технологической карты, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Что дает использование технологической карты на уроке?
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку и провести урок по выбранным.Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам .
Такими могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
При составлении тех.карты мы структурируем урок по этапам
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание урока.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить. Важна, в отличие от традиционного урока, деятельность ученика, а не учителя. Учитель выступает организатором деятельности, а для этого создаёт мотивацию – организует действие – организует самооценку (что получилось) рефлексия
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Рассмотрим этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка целей урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа ( формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
структура технологической карты
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Итог: таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании»