Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения и воспитания.»
Современные технологии обучения и воспитания.
Шеховцова Л.Д., учитель начальных классов
Прокофьева И.В., учитель начальных классов
Маркова Р.И., учитель начальных классов
МАОУ «Средняя политехническая школа №33»
Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного и воспитательного процесса, принципиально меняющих их содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить "продуктивность" обучения и воспитания, что достигается созданием основы знаний, соответствующей организации познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения и воспитания.
Реформирование должно затронуть внутренние пласты педагогической деятельности, изменить стиль поведения педагога, способы его взаимодействия с учеником. В процессуальных преобразованиях главным должны являться:
- переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;
- последовательное исключение принужденияв обучении, опора на внутренние активизаторы деятельности;
- включение самого ученика в учебно-познавательную поисковуюдеятельность, организованной на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные действия;
- обеспечение диалогического общенияне только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания знаний.
Внедрение адаптивной системы обучения на современном этапе должно получить статус основополагающей педагогической концепции.
Какие инновационные нетрадиционно-новые педагогические технологии можно использовать для повышения эффективности обучения и воспитания учеников?
К ним можно отнести технологию (С.Н. Лысенкова) перспективно-опережающего обучения, проблемного, программированного, группового обучения и воспитания, лично-ориентированного обучения, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев), технологии развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов), здоровьесберегающую технологию профессора В. Ф. Базарного.
Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л. С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель.
Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты, которые можно чётко зафиксировать и оценить. Это могут сделать врач, медсестра, прошедший соответствующую подготовку учитель и даже сами родители. У детей, занимающихся в режимах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия.
Технология перспективно-опережающего обучения нацелена на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация заданий, опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
Эта педагогическая технология открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. В обсуждении нового материала (перспективной темы) выявляются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.
Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление (думаю, говорю, записываю). При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик становится в положение учителя, управляющего классом, и предвосхищающего результат.
И, наконец, опорные схемы - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения. Для детей начальных классов - это естественный переход к условному наглядно-образному представлению элементов задачи, абстрагированию от конкретных предметов.
Технологию перспективно-опережающего обучения автор использует с первого по четвертые класс обучения в начальной школе.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.
В результате анализа современных педагогических технологий показана необходимость их применения для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников.
Установлено, что применение инновационных педагогических технологий позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которая обеспечивает в будущем их готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. Москва "Просвещение" 1987 г.
2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках начальной школе. Москва 2007 г.
3. Кульневич С.В. Анализ урока в начальной школе. Ростов-на-Дону ЗАО "Книга" 2006 г.
4. Кукушин В.С. Современная педагогическая технология в начальной школе. Ростов-на-Дону., 2004 г.
5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва 2005 г.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. ЗАО "Питер" 2004 г.