kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.в данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников»

А.Р. Куликовских

МАОУ СОШ №146

Екатеринбурга

Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Анатация: в данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.

Ключевые слова: читательская грамотность, функциональная грамотность, читательский интерес.

В современном обществе, когда информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь, постепенно стал снижаться интерес к чтению. И перед системой образования встала задача повысить функциональную грамотность, в том числе и читательскую.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основная цель обучения младшего школьника литературному чтению определяется, как «…формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования» [1]

Читательская компетенция в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать и понимать информацию, представленную в печатной или письменной форме, и успешно использовать ее в личных или общественных целях».[ 2]

Объем информации в нашем мире значительно увеличился, но она не вся является качественной и проверенной. И моя задача, как педагога, своевременно научить ребенка выделять из общей массы достоверные факты. Для этого необходимо развивать интерес к чтению и умение работать с текстом.

Чтение книг является значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатства родного языка, формирование речевой культуры. Для решения данных целей в нашем классе используются следующие методы: «букдайвинг», «книжные консервы». Эти приемы направлены на развитие интереса к чтению. Расскажу по подробнее об этих методах. Букдайвинг - это день погружения в книги, можно взять определенное произведение или автора. Когда все ученики прочитали предложенное произведение, проводится итоговое мероприятие. Это может быть квиз, квест, спектакль, игра, возможно экскурсия в дом – музей писателя. Чтобы погружение было максимальным можно украсить класс флажками, постерами по произведению, ребята могут прийти в костюмах своих любимых литературных героев. Так, например, прочитав произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, у нас состоялась экскурсия в дом – музей писателя. Ребята окунулись в творческую атмосферу старинного дома, участвовали в программе «Алёнушкины сказки». Был поставлен мини спектакль, играли в подвижные игры. В театрализованном представление, каждый становился непосредственным участником кукольного спектакля.

«Книжные» консервы – это творческая работа по прочитанному произведению. Этот прием, чаще использую для работы по книге в каникулы. На осенние каникулы было дано задание: прочитать любую понравившуюся книгу и выполнить творческую работу в виде «книжных консервов» - банки, заполненной впечатлениями о прочитанной книге. Банка может быть любой, но обязательно иметь этикетку, на которой указывается автор и название

«законсервированной» книги, по которой «приготовлены» консервы, а также фамилия и имя изготовителя, дата изготовления. Чем мне нравится данный приём? Это возможность познакомиться с книгами не из школьной программы, возможность самостоятельно выбрать книгу, которая действительно интересна ученику, совместная творческая деятельность с родителями. После каникул ребята принесли свои консервы, организовали в классе выставку «Бумажные консервы». Выставка стала интересным арт-объектом для учеников и учителей нашей школы.

Для работы с текстом, чтобы выделить нужную информацию я использую прием, который побуждают ребят к осознанному чтению: «Плюс-минус-интересно», «Рыбий скелет».

«Плюс-минус-интересно» прием, который очень хорошо мотивирует детей вдумчиво читать текст – это вопросы до чтения и вопросы после чтения текста. Заранее составляем список вопросов, которые соответствуют или не соответствуют той информации, которая будет дана. Ученики отвечают на эти вопросы до чтения текста (записывают да/нет во 2 столбце), а затем читают текст и заполняют 3 столбец, уже исходя из той информации, которую нашли в тексте.

«Рыбий скелет» состоит из четырех частей: голова (вопрос или проблема); верхние косточки (причины проблемы или основные понятия какого-то явления), чем ближе к голове, тем причины важнее; нижние косточки (подтверждающие факты) эту часть иногда не заполняем, так как в начальной школе это сложно; хвост (выводы). Этот прием использую в 3-4 классах, так как дети должны уметь записывать информацию кратко, выделять главное. Очень хорошо использовать данный прием при работе с текстами-рассуждениями.

Способов, повышающих эффективность урока много. Эта работа очень сложная, но очень важная, и ее нужно проводить систематически. Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога. Используя их, каждый педагог может сделать уроки более интересными, разнообразными и продуктивными.

Таким образом, научить детей осознанному, правильному, в то же время беглому чтению – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Сочетание традиционных и современных приемов способствует эффективной̆ организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия читательская культура.

Список литературы

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. -6-е изд., переработ. – Москва: Просвещение, 2018- 52. [2] с. – (Стандарты второго поколения).

[2] Белоусова Л.А. Добрые досуги по произведениям детских писателей / Л.А. Белоусова. – М.: Детство – пресс, 2004. – 124 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Автор: Куликовских Анна Романовна

Дата: 05.05.2025

Номер свидетельства: 669375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_kompetentnosti_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "492014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545402092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-eliemientov-a-m-kushnira-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "182523"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425547541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства