Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
В данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.в данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников»
А.Р. Куликовских
МАОУ СОШ №146
Екатеринбурга
Современные приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Анатация: в данной статье раскрывается значимость читательской грамотности у младших школьников и способы ее реализации, как важная часть для успешного обучения и развития личности.
В современном обществе, когда информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь, постепенно стал снижаться интерес к чтению. И перед системой образования встала задача повысить функциональную грамотность, в том числе и читательскую.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основная цель обучения младшего школьника литературному чтению определяется, как «…формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования» [1]
Читательская компетенция в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать и понимать информацию, представленную в печатной или письменной форме, и успешно использовать ее в личных или общественных целях».[ 2]
Объем информации в нашем мире значительно увеличился, но она не вся является качественной и проверенной. И моя задача, как педагога, своевременно научить ребенка выделять из общей массы достоверные факты. Для этого необходимо развивать интерес к чтению и умение работать с текстом.
Чтение книг является значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержание и приумножение богатства родного языка, формирование речевой культуры. Для решения данных целей в нашем классе используются следующие методы: «букдайвинг», «книжные консервы». Эти приемы направлены на развитие интереса к чтению. Расскажу по подробнее об этих методах. Букдайвинг - это день погружения в книги, можно взять определенное произведение или автора. Когда все ученики прочитали предложенное произведение, проводится итоговое мероприятие. Это может быть квиз, квест, спектакль, игра, возможно экскурсия в дом – музей писателя. Чтобы погружение было максимальным можно украсить класс флажками, постерами по произведению, ребята могут прийти в костюмах своих любимых литературных героев. Так, например, прочитав произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, у нас состоялась экскурсия в дом – музей писателя. Ребята окунулись в творческую атмосферу старинного дома, участвовали в программе «Алёнушкины сказки». Был поставлен мини спектакль, играли в подвижные игры. В театрализованном представление, каждый становился непосредственным участником кукольного спектакля.
«Книжные» консервы – это творческая работа по прочитанному произведению. Этот прием, чаще использую для работы по книге в каникулы. На осенние каникулы было дано задание: прочитать любую понравившуюся книгу и выполнить творческую работу в виде «книжных консервов» - банки, заполненной впечатлениями о прочитанной книге. Банка может быть любой, но обязательно иметь этикетку, на которой указывается автор и название
«законсервированной» книги, по которой «приготовлены» консервы, а также фамилия и имя изготовителя, дата изготовления. Чем мне нравится данный приём? Это возможность познакомиться с книгами не из школьной программы, возможность самостоятельно выбрать книгу, которая действительно интересна ученику, совместная творческая деятельность с родителями. После каникул ребята принесли свои консервы, организовали в классе выставку «Бумажные консервы». Выставка стала интересным арт-объектом для учеников и учителей нашей школы.
Для работы с текстом, чтобы выделить нужную информацию я использую прием, который побуждают ребят к осознанному чтению: «Плюс-минус-интересно», «Рыбий скелет».
«Плюс-минус-интересно» прием, который очень хорошо мотивирует детей вдумчиво читать текст – это вопросы до чтения и вопросы после чтения текста. Заранее составляем список вопросов, которые соответствуют или не соответствуют той информации, которая будет дана. Ученики отвечают на эти вопросы до чтения текста (записывают да/нет во 2 столбце), а затем читают текст и заполняют 3 столбец, уже исходя из той информации, которую нашли в тексте.
«Рыбий скелет» состоит из четырех частей: голова (вопрос или проблема); верхние косточки (причины проблемы или основные понятия какого-то явления), чем ближе к голове, тем причины важнее; нижние косточки (подтверждающие факты) эту часть иногда не заполняем, так как в начальной школе это сложно; хвост (выводы). Этот прием использую в 3-4 классах, так как дети должны уметь записывать информацию кратко, выделять главное. Очень хорошо использовать данный прием при работе с текстами-рассуждениями.
Способов, повышающих эффективность урока много. Эта работа очень сложная, но очень важная, и ее нужно проводить систематически. Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога. Используя их, каждый педагог может сделать уроки более интересными, разнообразными и продуктивными.
Таким образом, научить детей осознанному, правильному, в то же время беглому чтению – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Сочетание традиционных и современных приемов способствует эффективной̆ организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия читательская культура.
Список литературы
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. -6-е изд., переработ. – Москва: Просвещение, 2018- 52. [2] с. – (Стандарты второго поколения).
[2] Белоусова Л.А. Добрые досуги по произведениям детских писателей / Л.А. Белоусова. – М.: Детство – пресс, 2004. – 124 с.