Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности, снижению интереса к чтению книг в современном обществе. Тема развития грамотного читателя рассматривается многими авторами, но от этого не становится менее актуальной. В статье раскрыты некоторые причины снижения читательского интереса и представлены приемы организации уроков литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения»
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности, снижению интереса к чтению книг в современном обществе. Тема развития грамотного читателя рассматривается многими авторами, но от этого не становится менее актуальной. В статье раскрыты некоторые причины снижения читательского интереса и представлены приемы организации уроков литературного чтения.
Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
На данный момент общество всё чаще задается вопросом: «почему дети стали меньше читать?» или «труднее ли нынешнему молодому поколению воспринимать художественную литературу по сравнению с прошлыми веками?» Эта проблема стала одной из наиболее актуальных в настоящий период времени. Отношение современных учеников к чтению книг можно считать более сложной из-за многих вопросов в сравнении с прошлыми веками. Это обуславливается тем, что жизнь прошлого века намного упрощала выбор. Сейчас выпускники школ с трудом могут изложить грамотно и лаконично свои мысли, не запинаясь в речи и не путаясь в словах. У нынешнего поколения гораздо больше свободы и независимости, чем у предыдущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности [5, 5]
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.
В современных условиях перехода на новый стандарт на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Общность взглядов авторов учебников «Литературное чтение», широким спектром представленных в разных методических системах, реализуется в приоритетной цели обучения — формирование читательской компетентности младшего школьника, осознании себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
К сожалению, хорошее чтение и правильное понимание прочитанного произведения у учеников младшего школьного возраста свидетельствует о снижении значимости книги в системе духовных ценностей. В настоящее время социуму необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетентности как основу составляющей ключевых компетенций с применением средств современных технологий [3,45]
В современных условиях перехода на новый стандарт на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Общность взглядов авторов учебников «Литературное чтение», широким спектром представленных в разных методических системах, реализуется в приоритетной цели обучения — формирование читательской компетентности младшего школьника, осознании себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Таким образом, вопросы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, составляющих основу умения учиться, являются актуальными в современной школе и являются приоритетными при обучении литературному чтению младших школьников.
Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
Библиографический список
В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2013
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: “Альянс “Дельта”, 2013. – 192 с.
Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. – 2011. - № 8. – С. 35-43.
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 С. 40
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – 5-е изд.,перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 53 с.